Время новостей
     N°223, 28 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.11.2003
Особо крупные растратчики
Налоговые службы хотят "почувствовать", каковы реальные расходы предприятий
Фискальное министерство, похоже, приступает к новому этапу борьбы с минимизацией налогообложения. Налоговики намерены компенсировать щедрость законодателей, которые в свое время «погорячились» с либерализацией налога на прибыль, позволив юрлицам вычитать из налогооблагаемой базы почти все свои расходы. Налоговые органы намерены теперь отслеживать, действительно ли предприятия потратили столько, сколько указано в отчетности. Как заявил вчера журналистам руководитель департамента налогообложения прибыли МНС Карен Оганян, при проверках будет «очень активно» использоваться информация из «внешних источников». Практику подобных проверок, по его словам, в первую очередь планируется применить в отношении крупнейших бюджетообразующих предприятий.

Налог на прибыль традиционно считался одним из самых неудобных с фискальной точки зрения из-за огромного количества предоставленных льгот. Однако после реформы налога в 2002 году и введения единой для всех ставки 24% его собираемость оказалась еще ниже. Предприятия, лишенные льгот по этому налогу, получили взамен возможность сокращать свою налоговую базу на величину всех произведенных расходов, причем перечень расходов стал открытым. В результате некоторые компании при номинальной ставке налога на прибыль в 24% платили не более 10%. Так что обмен «льготы на расходы» со временем показался налоговикам не совсем адекватным.

Теперь за тратами со стороны юрлиц налоговики будут следить самым пристальным образом. Документации по расходам предприятий налоговый инспектор верить не обязан. А должен будет полагаться скорее на свою интуицию. Как сказал г-н Оганян, "чувствовать предприятие". Логика фискалов проста. Чтобы произвести определенный продукт, нужно затратить определенное количество ресурсов, нормативы же расходов можно выявить по всем отраслям. Значит, при анализе доходов можно просчитать и понесенные расходы. «Если мы увидим явное несоответствие данных, то попросим налогоплательщика обосновать расходы», -- заключил чиновник.

В качестве сведений из внешних источников будет использоваться информация о затраченных коммунальных ресурсах (электроэнергия, вода, газ), данные пограничной службы, таможенных органов, МВД, ГИБДД и прочих структур. Опрошены на соответствие расходов доходам могут быть также и контрагенты предприятия. «Охотой на ведьм это не будет, -- пояснил г-н Оганян, -- но если удовлетворительных объяснений необходимости повышенных трат налогоплательщик предоставить не сможет, инспектор вправе заподозрить, что на предприятии реализуется некая схема». Автоматического доначисления налогов не произойдет, но такие факты будут рассматриваться под микроскопом, заверил чиновник.

Хотя методика анализа расходов пока не проработана, как признаются в МНС, проверки начнутся уже в ближайшее время. Первым под микроскоп, как выяснилось, может попасть «Газпром». Так как в первом полугодии 2003 года предприятием получена рекордная прибыль, налоговые органы будут анализировать, как она в итоге отразится на поступлениях соответствующего налога в бюджет. Причем пока, уточнил г-н Оганян, перечисления "Газпромом" налога на прибыль «незначительны». Большие претензии у налоговиков также к нефтяникам и МПС. Цена вопроса -- 16,3 млрд руб. Именно столько, по данным департамента налогообложения прибыли МНС, потеряет бюджет в текущем году по крупнейшим налогоплательщикам, недоплатившим налог на прибыль. Чтобы налогоплательщики не чувствовали себя ущемленными от новых форм контроля, г-н Оганян посоветовал им в случае чего обращаться к судебной системе, отстаивая свою правоту. Однако, по мнению экспертов, доказывать свою правоту в суде должны будут именно налоговики. «Налоговые органы и сегодня могут направлять запросы, привлекать свидетелей, -- говорит аналитик аудиторской компании ФБК Петр Достовалов, -- однако уверять суд в обоснованности своих претензий придется тоже им, так как в Налоговом кодексе существует презумпция добросовестности налогоплательщика».

С ним согласен и юрист юридической компании «Вегас-Лекс» Владимир Бондаренко. «Скорее всего суд займет позицию налогоплательщика, -- говорит он, -- по крайней мере до внесения соответствующих изменений в НК, которыми налоговым органам будут предоставлены дополнительные права по проведению проверок на основании данных так называемых «внешних источников».

В позиции МНС юристы находят и иные противоречия. К примеру, представитель министерства сам признает, что Налоговый кодекс не прописывает процедуру анализа соответствия расходов доходам. Кроме того, в НК прямо указано, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор и использование информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений кодекса. По словам г-на Бондаренко, «в связи с этим признание, что порядок проведения таких проверок НК не предусмотрен, но проводиться они все равно будут, вызывает определенное удивление».

Наконец, наиболее тревожный для налогоплательщика вопрос связан с тем, будет ли при проверках с привлечением внешних источников соблюдаться коммерческая и налоговая тайна. «Главное, чтобы налоговики, как некоторые правоохранительные органы, не забыли про ст. 90 НК, которая запрещает использовать в качестве свидетелей аудиторов и адвокатов», -- говорит г-н Достовалов.

Насколько будут реализуемы на практике новые формы «диалога инспектора с налогоплательщиком», покажет время, зато уже сейчас ясно, что после первого же предупреждения налоговиков документацию придется срочно приводить в порядок.

Ирина СКЛЯРОВА