Время новостей
     N°62, 09 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.04.2001
Предварительное прослушивание
Дума опять обсудит ввоз в Россию зарубежных ядерных отходов
Утихшие было дебаты по поводу ввоза в Россию отработавшего ядерного топлива из-за границы, похоже, грозят возобновиться с новой силой. На сегодня назначены парламентские слушания «О состоянии и государственной системе регулирования ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации». Несмотря на то что в заявленной теме даже отдаленно не присутствует аббревиатура ОЯТ, все понимают, что в первую очередь там будет обсуждаться «насущное», -- судьба поправок в законы «Об охране окружающей среды», «Об использовании атомной энергии» и «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории РФ», которые делают возможным ввоз в Россию отработавшего ядерного топлива. О том, что дебаты обещают быть жаркими, свидетельствует хотя бы то, что за несколько дней до слушаний была прекращена аккредитация, поскольку думский зал заседаний не вместит и половины желающих.

После триумфального осеннего прохождения «атомного пакета» через Госдуму в первом чтении казалось, что его судьба решена. Однако 22 марта ситуация круто изменилась. Депутаты неожиданно даже для самих себя подавляющим большинством голосов проголосовали за исключение вопроса из повестки дня и направление на дополнительное изучение. А еще через несколько дней главный лоббист поправок об ОЯТ министр по атомной энергии Евгений Адамов был освобожден от должности.

Сейчас судьба поправок в законы в напряженной неопределенности. По большому счету она зависит от нового министра, депутатов и президента. Новый министр по атомной энергии Александр Румянцев в своих заявлениях по поводу ОЯТ пока весьма осторожен. Он всего лишь аккуратно заявляет, что программу импорта ОЯТ надо поддержать, если будет обеспечена безопасность во всей технологической цепочке, а отходы после переработки будут возвращаться в ту страну, откуда ввезены. Кроме того, новый министр пока отказывается комментировать коммерческую сторону проблемы и не считает целесообразным торопиться, поскольку это стратегическое, долговременное направление.

Что касается президента, то он вообще молчит. После провалившегося второго чтения его представитель в Госдуме Александр Котенков выказал уверенность в том, что эти законы будут приняты рано или поздно, потому что «позиция президента осталась неизменной». При этом своего мнения Владимир Путин не высказал пока нигде и никак. Так что наблюдателям остается только растолковывать смысл последних действий главы государства «на поле» ядерных поправок. Например, после неудавшегося второго чтения в Госдуме не только «атомный» министр почувствовал перемены в судьбе. Юрий Вишневский, глава Госатомнадзора, самый авторитетный противник ввоза в Россию ОЯТ и самих поправок, человек, который выступил с «особым мнением» перед первым голосованием, за что г-н Адамов потребовал освободить его от занимаемой должности, на днях получил приглашение в Кремль для вручения ему лично президентом Путиным ордена Почета.

Что касается законодателей, тех, кто непосредственно будет принимать или не принимать «атомные» законы, то их главный думский противник -- фракция «Яблоко» -- свою готовность к компромиссу не скрывает. По словам депутата Сергея Митрохина, для «яблочников» принципиальными условиями являются экологическая экспертиза каждого контракта, обязательный вывоз радиоактивных отходов после переработки зарубежных ОЯТ «на историческую родину» и прозрачность полученных за эту работу средств, которая может быть достигнута их накоплением в спецфонде.

Остальные же депутаты, которые внезапно засомневались в своем первоначальном решении, завтра получат возможность развеять или укрепить свои сомнения, выслушав приглашенных в Думу специалистов.

Что касается самих специалистов, то они, похоже, за ввоз ОЯТ в Россию. В конце прошлой недели члены Российской академии наук во главе с академиком Евгением Велиховым распространили открытое письмо к депутатам Госдумы, в котором призвали их принять "атомные поправки".

Ирина БЕЛАШЕВА