Время новостей
     N°221, 26 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2003
Там, где правит капитал
Зачем российские предприниматели идут в депутаты Государственной думы
Похоже, отчеты из российской Государственной думы нового созыва будет уместно давать под рубрикой «Там, где правит капитал». В партийных списках на этот раз невероятно много президентов компаний, генеральных директоров и разных прочих предпринимателей. Особенно расстаралась на их счет «Единая Россия». В первой четверке каждого регионального списка непременно присутствует крупный бизнесмен или командир производства -- наряду с обязательным силовиком, губернатором и местным спикером. Это стандартный «медвежий» набор.

Вовсе не факт, конечно, что все эти начальники ради рутины законотворчества оставят свои кресла, -- многие из них присутствуют в списках для красоты, и в этом плане интерес партий к значимым фигурам понятен. Но большое число бизнесменов-практиков всерьез намерены пойти в Думу. Зачем это им?

Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», считает, что бизнес идет в политику не от хорошей жизни. «Если бы нынешний состав Госдумы работал профессионально и принимал решения, оказывающие позитивное воздействие на развитие предпринимательства в России, то вопрос о предпринимателях-депутатах мог бы быть снят с повестки дня».

Примерно так мотивируют свое стремление в первую ветвь власти практически все опрошенные газетой крупные, средние и мелкие бизнесмены. Люди дела более не хотят ждать «милостей от природы» и намерены добиться нормальной законодательной базы для российской экономики своею собственной рукой.

Но есть и другая точка зрения. Многие эксперты уверены, что даже несмотря на "дело ЮКОСа", выборы-2003 проходят под очень сильным контролем крупных корпораций, которые вкладывают в кампанию весьма солидные средства. По мнению наблюдателей, затраты крупного и среднего бизнеса на эти выборы составят в общей сложности порядка 350 млн долл. Причем идеологическая составляющая выбора объектов поддержки весьма призрачна, поскольку бизнесу неинтересна. Главные условия -- проходимость и управляемость кандидата, будь он трехцветный, красный или серо-буро-малиновый. Это в первую очередь касается бизнеса крупного, представители которого есть во всех партиях. Средней же руки предприниматели предпочитают, передав "дело" в верные руки, идти в думу сами. Впрочем, и им по большей части все равно, от кого выдвигаться, -- было бы место проходным.

Объем финансовой поддержки напрямую зависит от шансов партии или отдельного кандидата. Чем выше рейтинг, тем значительнее инвестирование. По оценкам специалистов, «Единая Россия» в состоянии привлечь до 45 млн долл., КПРФ -- порядка 12 млн долл., ЛДПР, «Яблоко» и СПС располагают суммами от 7 до 10 млн долларов.

По мнению экспертов, несмотря на потери, ЮКОС по-прежнему числится в лидерах среди политинвесторов. Второе место на этом своеобразном пьедестале занимает «Русский алюминий» в блоке с МДМ. Активно инвестирует в политику ЛУКОЙЛ.

В то же время явный генеральный спонсор замечен лишь у СПС (РАО «ЕЭС») и Народной партии («Сургутнефтегаз»). Остальные предпочитают брать с бору по сосенке, очевидно, полагая, что это дает некоторую независимость от денег. Но кто и когда инвестировал в дело, не получив гарантий будущих дивидендов?

«Новая Госдума будет очень корпоративной, -- полагает Дмитрий Орлов, заместитель директора Центра политических технологий. -- Около 60% депутатских мест будет контролироваться разного рода корпорациями из нефтяного, металлургического, финансового и потребительского секторов. При этом треть их будут «открытые» лоббисты, а две трети «скрытые». Между лидерами -- нефтяным и металлургическим лобби -- наверняка развернется борьба за дележ постов в бюджетном комитете».

Степень желаемого влияния напрямую зависит от вложенных сумм. По ним же можно судить и о размерах амбиций политинвесторов. В политических сферах как будто сложился незримый прейскурант: за такие деньги можно получить новое корыто для собственного бизнеса, за такие -- новый статус, а за этакие -- даже саму власть. Впрочем, в последнем случае скорее можно получить разбитое корыто...

О том, зачем предприниматели идут в политику, читатель может узнать из приведенных ниже интервью бизнесменов различного уровня. На наш взгляд, они довольно откровенны.