Время новостей
     N°219, 24 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2003
Мечты сбываются
«Газпром», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» будут разрабатывать Восточную Сибирь комплексно. Если не помешают CNPC и ВР
Мечта «Газпрома» и «Роснефти» о комплексном освоении месторождений Восточной Сибири начинает воплощаться в жизнь. В пятницу председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, президент «Роснефти» Сергей Богданчиков и глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов обсудили возможность совместного участия их компаний в тендерах на два крупнейших месторождения этого региона -- Талаканского (запасы оцениваются в 124 млн тонн нефти и 47 млрд кубометров газа) и Чаяндинского (379,79 млрд кубометров газа). Учитывая административный ресурс, которым располагают «Газпром» и «Роснефть», аналитики не исключают, что Минприроды, до сих пор не объявившее условий аукционов на эти месторождения, решит допускать на конкурс не отдельные компании, а только альянсы нефтегазового характера. В таком случае исход тендера практически предрешен -- «Сургутнефтегаз» удачно дополняет госкомпании, располагая в отличие от них значительными финансовыми средствами для приобретения активов. Победа «ЮкосСибнефти» (ЮКОС давно планирует бороться за Талакан) в сегодняшней политической обстановке вряд ли возможна. По сути, противостоять созданному в пятницу альянсу может разве что китайская CNPC, однако не факт, что ее допустят до конкурса.

Как сообщается в пресс-релизе «Газпрома», в пятницу г-н Миллер проинформировал коллег-нефтяников о ходе работы газового холдинга над программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Стороны выразили мнение о необходимости комплексной разработки нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая обеспечит наибольшую эффективность освоения ресурсов», -- говорится в сообщении.

О том, что у «Газпрома» и «Роснефти» есть свой взгляд на освоение Восточной Сибири, стало известно еще в феврале, когда гг. Миллер и Богданчиков написали соответствующее письмо Владимиру Путину. Затем, в беседе с журналистами, в «Роснефти» поясняли позицию компаний, ссылаясь на то, что для достижения уровня добычи в 50 млн тонн нефти, которые потребуются для заполнения нефтепровода Ангарск -- Находка, необходимо определить, на каком из месторождений Восточной Сибири, к какому сроку и сколько нефти надо добывать. Тогда же вице-президент «Роснефти» Алексей Кузнецов заявлял: «Почему бы государству не провести закрытый конкурс, объявив перечень компаний, которые к нему будут допущены? Это даст государству уверенность, что на месторождениях действительно будут работать. Вместе компании смогут найти сумму, необходимую для освоения региона».

Вопрос о сумме, необходимой на освоение региона, возникал неспроста -- ни «Роснефть», ни «Газпром» не располагают инвестиционными возможностями, которые позволили бы им соревноваться с частными нефтяными компаниями, особенно с ЮКОСом, который прежде считался фаворитом конкурса. До ноября его дочерняя компания «Ленанефтегаз» осуществляла опытно-промышленную разработку Талаканского месторождения. Однако три недели назад Минприроды отозвало лицензию у компании и передало ее «Сургутнефтегазу», который не занимается оптимизацией налогообложения и чьи владельцы доказали свою лояльность власти. «Сургутнефтегаз» в прошлую пятницу уже заявил, что готов доразведать три месторождения, примыкающие к центральному блоку Талакана (именно его должны выставить на конкурс). Как передает Интерфакс, ссылаясь на слова председателя правительства Якутии Егора Борисова, г-н Богданов обсудил с руководством республики перспективы создания новой компании, которая и займется доразведкой месторождения.

По мнению аналитиков, теперь ничто не мешает МПР объявить о совместном освоении Талаканского и Чаяндинского месторождений. «Нефтяным компаниям это даст возможность экспортировать газ, а «Газпрому» -- участвовать в перспективном проекте на восточном направлении», -- говорит аналитик ИК «НИКойл» Лев Сныков. А аналитик компании «Мегатрастойл» Александр Разуваев отмечает, что все три компании «имеют высокую эффективную ставку налога на прибыль, соответственно, государству выгодно, чтобы именно они разрабатывали крупные месторождения и платили высокие налоги».

По сути, единственным реальным конкурентом сложившегося альянса может стать китайская государственная нефтяная компания CNPC, которая уже заявляла, что намерена участвовать в конкурсах на оба месторождения. «Если в условиях, которые объявит российское правительство, не будет ограничений для участия иностранных компаний, то мы будем подавать заявку на участие», -- сказал директор департамента внешних связей CNPC Чжан Синь несколько дней назад. Отвечая на вопрос о том, будет ли CNPC подавать заявку на участие в этих конкурсах вместе с российскими партнерами, он сказал: «Мы будем использовать все возможные маневры, при этом будем действовать строго в соответствии с российским законодательством».

Между тем заинтересованность в месторождениях проявляет и ТНК-ВР. А буквально в пятницу вице-президент ВР Йен Смэйл на проходящей в Пекине международной конференции по слиянию и поглощению предприятий заявил, что ВР рассматривает возможность предложения себя посредником в диалоге России и Китая об их сотрудничестве в нефтегазовой области. Развивая эту мысль, он уточнил, что речь идет пока только о некоей бизнес-идее, и у ВР нет конкретного проекта возможного посредничества.

Денис РЕБРОВ