Время новостей
     N°219, 24 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2003
Сплошная тавтология
Большинство новых «чужеземных» компакт-дисков вполне можно рецензировать, используя откровенно тавтологичную конструкцию: «новый альбом имярека -- это новый альбом имярека». Судите сами.

Suede. Singles (SONY)

Первый сборник лучших вещей группы Suede -- лучшей (на наш предвзятый субъективный взгляд) английской группы последнего десятилетия. В 93-м году, то есть ровно десять лет назад, Suede были такими звездами, что, еще не записав ни одного сингла или альбома, квартет (который впоследствии стал квинтетом) попал на обложку NME и Melody Maker. Такое возможно только в России, где новых звезд -- по полторы в год и где эти звезды годами ищут рекорд-компанию, которая не сдерет с музыкантов денег. Но не в Англии, где количество отменных (для англичан) и малопонятных (для всего остального мира) групп превышает поголовье и овец, и джентльменов. Еще Элтон Джон говорил, что для «артиста самое плохое -- это рано прославиться». Но Suede, чью славу уже, объективно говоря, некуда было развивать, вели себя совершенно невозмутимо. Как замечал один жюльверновский персонаж (правда, шотландец), «если не можешь ничего сделать -- то хотя бы не волнуйся». Вот они и не «обламываются», даже сейчас, несмотря на фактический провал последнего альбома New Morning и соответствующее постепенное снижение концертных ставок.

Таким вот образом пришло самое время выпускать сборник лучших вещей, коих у коллектива -- изобилие. На Singles все эти 19 хитов (плюс две новые песни) расположены не в хронологическом порядке, а в каком-то ином, художественно-интуитивном. Причем новые песни -- Attitude и Love The Way You Love -- поставлены в середину. Новые песни, записанные в Швеции с продюсером Туре Йоханссоном, получились довольно странными нехарактерными по музыке (по текстам -- прежний надрыв и парадоксы, «я обожаю то, что ты меня не любишь»). В общем, все, что можно сказать о сборнике лучших вещей хорошей группы, мы сказали. Остается одна деталь: сингл Attitude существует в трех видах (два разных CD и DVD), в каждом -- по несколько новых композиций (среди которых не слишком характерные стилистически Golden Gun, Oxygen, Heroin и старая WSD). «На круг» получается песен шесть новых. То есть практически Suede выпустили новый альбом. Невозмутимо так. Тихой сапой.

Cafе del Mar -- The Best of, compiled by Jose Padilla. (Universal)

«Кафе дель мар» -- сборник, как у нас принято говорить применительно к чему угодно, «культовый». На самом деле -- совершенно буржуйский и гедонистский, для богатых и тех, кто стремится им подражать. Музыкальные обои, часть хай-тек-обстановки и «евроремонта». Это -- если говорить о предполагаемых функциях сборника, но не о его содержании. Потому что репертуарная планка составителей «кафе у моря» настолько высока, а некоторые решения настолько неочевидны и изощренны, что получается не просто «успокоительный сборник», а даже какой-то пусть крохотный, но -- жанр.

Пример: норвежская певица саамского происхождения Мари Бойнэ поет откровенно народную музыку, world, с народными инструментами. На сборнике «сошла» за нью-эйдж, правда в ремиксе норвежской же группы Afterlife. Ее трек Gula Gula по праву считается одним из лучших на всех десяти «томах» сборника. Практически все остальные композиции, составившие «сборник сборников», не хуже.

And One. Agressor (Virgin/EMI)

Кто-то хочет быть космонавтом, кто-то -- врачом, а кто-то -- "депешмодом". Немецкая группа And One (что, согласно первоначальной идее, должно было означать «Еще один», но получилось что-то типа «И-и-и -- раз!») не только не скрывает своего искреннего восхищения знаменитым английским квартетом, но и тщательно воссоздает в своем творчестве «фишку» (то есть «идентичность») Depeche Mode. Это никогда не мешало And One иметь своих поклонников, причем из числа тех же «депешистов». А, собственно, почему бы нет -- мелодии местами у ребят просто очень хорошие.

На новом альбоме And One поют на немецком. Наверное, решили, что с индустриальным битом немецкий язык лучше "катит" чисто фонетически. Первый хит Krieger («Воин») мелодией и аранжировкой напоминает Behind The Wheel "сами-понимаете-кого". Но по энергетике альбом получился чем-то между «депешмодовским» Violator и раммштайновским Mutter. Для первого все-таки не хватает изысканного упадничества, а для второго -- безоглядной ярости и всяческих Feuer frei или Hende hoch!

При всем при этом -- однозначно хороший альбом. Настолько не имеющий ничего общего с современным поп-контекстом, что даже приятно. В общем, новый альбом And One -- это новый альбом And One. И все тут.

Компакт-диски предоставлены Universal Music Russia и Sony.

Александр БЕЛЯЕВ