Время новостей
     N°214, 17 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2003
Северным маршрутом
Михаил Касьянов везет в Финляндию российских бизнесменов
Премьер-министр России Михаил Касьянов сегодня прибывает в Финляндию, где его ожидает знакомство с новым финским премьером Мати Ванханеном. Среди главных тем переговоров с финским коллегой, безусловно, энергетика, в том числе атомная. До недавнего времени Мати Ванханен, известный своими "зелеными" убеждениями, активно выступал против строительства атомной станции в своей стране. Но премьерская должность обязывает смотреть на многие вещи по-другому. Поэтому сейчас финны продолжают вести речь о продолжении строительства АЭС и проведении в связи с этим тендера. Правда, сегодня из трех его участников -- американцев, россиян и франко-немецкой компании ФОРМАТЕН-Финенс -- выбор пал на представителей ЕС. Таким образом, для российского «Атомстройэкспорта» дело можно считать проигранным. Тем не менее российская делегация, судя по всему, будет продолжать разговор с финнами по этой тематике.

Как обычно, в повестке дня обсуждение вопросов поставки северному соседу нефти и газа. Финны все больше используют в промышленных целях российский газ и просят увеличивать его поставки. В нефтяной сфере россиян чрезвычайно интересуют перспективы финских нефтеперерабатывающих заводов. В частности, если будет объявлен конкурс на покупку и достройку завода в Порво, то российский бизнес, без сомнения, готов в нем участвовать.

Также Михаил Касьянов собирается обсудить сложную проблему транзита российской электроэнергии по территории Финляндии в страны ЕС. Этот маршрут наиболее выгоден для России, но недавно финский контрагент РАО "ЕЭС России" объявил о пересмотре цен на транзит, что, по подсчетам отечественных экспертов, увеличит стоимость российской электроэнергии в странах ЕС более чем в два раза. Понятно, что россиян это не устраивает.

Помимо энергетики актуальна лесная тема. Российская делегация собирается вести речь о финских инвестициях в переработку древесины на нашей территории, а не в лесоповал. Довольно щекотливым на переговорах станет природоохранный аспект. Хельсинки в очередной раз поднимет вопрос о судоходстве в Финском заливе -- якобы российские суда наносят урон экологии. Под этим предлогом финны опять заявят о желании объявить эту морскую зону особой. Однако россияне здесь тверды. Наша делегация считает, что вопрос особой морской зоны -- предмет международного права, а не двусторонних отношений. Кроме того, Россия продолжает настаивать на безвредности для экологии наших судов.

По линии Парижского клуба Россия должна Финляндии примерно 560--570 млн долл. Михаилу Касьянову удалось вместе с финнами реализовать свою давнюю идею -- конверсии долгов в инвестиции. Сегодня уже реализован проект более чем на 30 млн долл. На эту сумму финны получили российское научное оборудование. Как сообщил корреспонденту газеты "Время новостей" один из членов российской делегации, были также неплохие предложения от россиян в экологической сфере. Но они не устроили партнеров по переговорам, преимущественно по техническим причинам. «И хотя здесь можно было реализовать довольно красивые проекты, ситуация заморозилась», -- сказал источник.

Вера КУЗНЕЦОВА