Время новостей
     N°211, 12 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2003
Последний банкрот Третьего рейха
Концерн IG Farben ликвидировали в течение полувека
Во Франкфурте-на-Майне закрылась последняя страница экономической истории гитлеровской Германии. Ликвидационные управляющие в свое время крупнейшего в мире химического концерна IG Farben приняли решение объявить его банкротом. Это знаменательное событие случилось спустя целых 50 лет после того, как сама национал-социалистическая «естественная монополия» по решению англо-американских союзнических властей в 1945 году была расчленена на 12 фирм, которые являлись основателями и наиболее значительными акционерами этого конгломерата. На послевоенных осколках IG на западе Германии возникли, в частности, такие известные сегодня немецкие концерны, как BASF, Bayer и Hoechst. В ГДР на прежних производственных мощностях, где для нужд вермахта было налажено производство синтетического топлива и резины, были созданы известные "народные предприятия" VEB Buna и Leuna-Werke.

IG Farben была создана еще в 1925 году. Национал-социалистические экономисты укрупнили компанию, объединив под одной крышей всю химическую отрасль. Так в Германии возник один из главных символов тесного альянса крупной промышленности и нацистской власти. С началом войны производственный профиль концерна IG Farben в существенной степени определялся «политическим заказом» нацистов. На одной из входивших в него фирм под названием Degesch было развернуто производство отравляющего газа Zyklon-B, который использовался в газовых камерах гитлеровских концентрационных лагерей. В целях «оптимизации» сил и средств концерну IG Farben было поручено и хозяйственное управление крупнейшими концлагерями, такими как Освенцим. По оценкам многих антифашистских организаций, на IG Farben использовали подневольный труд 400 тысяч узников, причем в 1944 году на службу химическому концерну было поставлено свыше 80 тысяч иностранных рабочих и узников концлагерей.

Правопреемницей концерна после расчленения и приватизации в 1952 году стала фирма IG Farben i.A. Две последние буквы в ее названии означали in Abwicklung -- «в процессе ликвидации». Из своих капиталов фирма в первый год своей деятельности выплатила 30 млн марок компенсаций жертвам нацистского режима. Необходимость же ее создания была вызвана тем обстоятельством, что значительная часть прежних акционеров материнского концерна обменяла свои старые ценные бумаги на акции трех созданных на его основе предприятий.

С этого момента и началась новая история IG Farben в послевоенной Германии, которой, казалось, не будет конца. Вызвано это было главным образом многочисленными юридическими протестами и судебными процессами, инициаторами которых стали бывшие акционеры IG Farben. На обстоятельное выяснение всех претензий к концерну ушло полвека, что, по утверждению самих ликвидаторов, держало фирму-правопреемницу на плаву.

Причина столь долгой процедуры ликвидации концерна объясняется судебной тяжбой вокруг швейцарской фирмы Interhandel (или прежде -- IG Chemie). Предметом спора был невыясненный до сих пор вопрос: была ли Interhandel в годы войны, несмотря на формальное отделение от IG Farben, подконтрольна этому немецкому концерну? Для выяснения была создана специальная комиссия, которая в 2001 году пришла к выводу, что такого контроля со стороны немцев не существовало. Однако неоспорим был и тот факт, что швейцарская Interhandel весьма тесно сотрудничала с IG Farben. Ситуация осложнялась еще и тем, что в 30-е годы немцы передали в Interhandel свою американскую «дочку» General Aniline & Film Corp (GAF). Путем такого «переплетения» планировалось избежать санкций со стороны западных союзников по антивоенной коалиции. Тем не менее американские власти в 1942 году конфисковали GAF в качестве «вражеской собственности».

После войны Interhandel предпринимала усилия по возврату GAF, утверждая, что с 1940 года она была швейцарской фирмой. В 1963 году GAF признали банкротом, и из конкурсной массы Interhandel получила 133 млн долл. В 80-е годы IG Farben попыталась через суд получить часть доходов от продажи банкротной GAF, заявляя при этом, что c 1940 года Interhandel якобы находилась в «попечительском управлении» IG Farben. В 1988 году этот иск был отклонен.

В 2000 году, по официальным данным ликвидаторов IG Farben, концерн располагал состоянием в сумме около 20 млн марок. Эти средства были вложены главным образом в недвижимость -- 500 жилых квартир, которые, согласно протоколу о намерениях, фирма WCM (в прошлом -- дочернее предприятие IG Farben i.A.) должна была выкупить у IG Farben. Подобное обязательство дорогого стоит: Берлин «наводнен» простаивающим жильем. Но в последние дни стало известно, что WCM «кинула» последователей нацистских химиков. Стоимость квартир составляла 38 млн евро, долги экс-концерна -- 28 млн евро. WCM отказалась выкупать квартиры, и в лучших традициях жанра знатоки успели избавиться от акций IG Farben i.A.

«Квартирный вопрос» и погубил бывшего гиганта немецкой экономики. Финалом этой полувековой истории стало заявление ликвидационных управляющих Отто Бернхарда и Фолькера Полена, завершавшееся словами: «Продолжение ликвидации больше не располагает какой-либо серьезной основой». Оба менеджера подчеркнули на пресс-конференции во Франкфурте, что главные причины нынешних финансовых трудностей кроются еще в 90-х годах. Тогда IG Farben располагала ликвидными активами в 30 млн марок. «Если бы эти деньги были использованы на сворачивание фирмы, то этот процесс завершился бы существенно раньше, -- отметил г-н Бернхард. -- Однако наши предшественники использовали деньги на приобретение недвижимости и выпуск облигаций под большие проценты, покрытие которых было связано со значительными трудностями». «Решающей причиной», по мнению ликвидаторов, явились слишком высокие дивиденды, которые все эти годы выплачивались акционерам ликвидируемой фирмы. «При таких дивидендах WCM разбогатела, а мы стали бедняками», -- посетовал в сердцах один из ликвидаторов.

Юрий ШПАКОВ, Берлин