Время новостей
     N°210, 11 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.11.2003
Частная экскурсия
Президенту Путину нравится живопись XIX века
В минувшую субботу Третьяковскую галерею посетил президент РФ Владимир Путин. Для своего визита он выбрал амплуа «частного человека». Культпоход никак не готовился. Прессу не собирали. Оцепление не ставили. Почетными экскурсоводами почетного гостя выступили директор ГТГ Валентин Родионов и главный хранитель музея Екатерина Селезнева. Наш обозреватель Сергей ХАЧАТУРОВ встретился с Екатериной СЕЛЕЗНЕВОЙ, дабы послушать рассказ о визите в Третьяковскую галерею из первых уст.

-- Какой сценарий прогулки по залам ГТГ вы предложили президенту?

-- В качестве главы государства Путин посетил ГТГ первый раз. Но официальной программы визита не было. Поэтому мы решили осматривать залы в соответствии с личными симпатиями и вкусами Владимира Владимировича. Начали с залов живописи XIX века. Остановились у портрета Пушкина работы Ореста Кипренского. Смотрели Брюллова, «Явление Христа народу» Александра Иванова. Затем знакомились с академической живописью середины XIX века. Я обратила внимание президента на полотно Генриха Семирадского «Игра в кости». Оно совсем недавно было куплено музеем при финансовом участии Министерства культуры и при поддержке частного лица. Другая наша гордость -- приобретение картины Карла Брюллова "Вид форта Пико на острове Мадейра", которая была куплена Третьяковкой на деньги из Резервного фонда президента.

-- По эмоциональной реакции и репликам можно было понять, какая живопись президенту нравится больше, какая меньше?

-- Да, конечно. Президент очень ценит и любит творчество Николая Ге, особенно портрет Толстого. Долго стояли перед полотном Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», перед «Боярыней Морозовой» Василия Сурикова. Владимир Владимирович искренне радовался, когда видел знакомые с детства камерные и проникновенные пейзажи Исаака Левитана, Ивана Шишкина. А в зале Куинджи, подойдя к картине «Лунная ночь», спросил: «Так чья же эта картина, московская или питерская?» Он запомнил «Лунную ночь» по варианту, что хранится в Русском музее.

Президент честно признался, что живопись Михаила Врубеля тяжела для восприятия. В зале Врубеля мы были долго и обсуждали многосложность этого художника. Портрет жены Врубеля, актрисы Надежды Забелы-Врубель, президенту понравился. Но, кажется, относительно творчества художника в целом президент все-таки остался при своем мнении...

-- Помимо залов основной экспозиции вы посетили реставрационные мастерские, запасники и церковь Св. Николая в Толмачах...

-- Честно говоря, мне показалось, что поход в мастерские и запасники Владимиру Владимировичу был особенно интересен. Президент сказал, что, многократно посещая Русский музей и Эрмитаж, он никогда не был в запасниках. Работа реставраторов его глубоко заинтересовала. Заведующая отделом реставрации икон Евгения Гра объяснила президенту, как делаются реставрационные окна. И глава государства искренне восхитился тем, что на почерневшей от времени иконной доске могут проступить сияющие лики и фигуры.

-- Древнерусское искусство тоже стало темой вашего общения?

-- Да, в зале, где хранится «Троица» Андрея Рублева, мы поговорили о том, что в российских музеях существует проблема экспонирования культурных ценностей допетровской эпохи. Третьяковская галерея находится в поиске разумного компромисса. В церкви Св. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке шедевры древнерусской иконописи живут и как музейные экспонаты (с соответствующими условиями хранения, температурно-влажностным режимом и т.д.), и как молельные образы. Президент церковь тоже посетил. И она ему понравилась.

-- Удалось ли обсудить какие-либо важные проблемы будущей жизни музея?

-- С директором ГТГ Валентином Родионовым президент беседовал на тему расширения галереи, празднования 150-летия. Президент посетовал на то, что не все русские художники получили должное признание в мире. Пока лавры триумфатора снискал лишь русский авангард. В ответ мы рассказали Владимиру Владимировичу, что на 2005 год с парижским музеем д'Орсэ запланирована большая выставка картин русских художников второй половины XIX -- начала XX века.

Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ