Время новостей
     N°210, 11 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.11.2003
ГАЗ берет реванш
Горьковский автозавод сделал еще один шаг к рынку передовых технологий. Председатель совета директоров компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска и управляющий директор автоконцерна Fiat SpA Джузеппе Моркио прямо на встрече Владимира Путина с итальянскими бизнесменами в Риме заключили протокол о намерениях, предусматривающий развитие сотрудничества в области автомобилестроения. Эксперты пока весьма критично оценивают его перспективы, указывая на сложное финансовое состояние Fiat, убытки которого только за первый квартал 2003 года составили 390 млн долл., а также на неудавшиеся попытки двух сторон перейти от слов к действиям.

Восьмилетняя история взаимоотношений ГАЗа с Fiat не только помнит аналог подписанного в Италии проекта, но и вообще богата заявлениями о намерениях, которые до сих пор таковыми и остаются. Соглашение о создании СП по производству экономичных моделей Fiat (Palio, PalioWeekend, Siena) было заключено еще в ноябре 1997 года во время официального визита в Россию итальянского премьера Романо Проди и его встречи с главой правительства Виктором Черномырдиным. СП «Нижегород Моторс» (по 41% -- у ГАЗа и Fiat и 18% -- у ЕБРР), юридически существующее до сих пор, было создано в январе 1998 года, однако его дальнейшей дельности помешал дефолт. Конечная цель протокола, подписанного в январе 2001 года между «Сибалом» и Iveco (подразделение Fiat), а затем в ноябре 2002 года между Iveco и «Руспромавто» о создании СП по производству двигателей, также достигнута наполовину. В апреле итальянскими двигателями оснащена только пробная партия из 120 автомобилей «Газель».

Новый протокол содержит сразу два отдельных проекта. Первый касается налаживания импорта и дистрибуции в России ряда моделей компании Fiat и в конечном итоге предполагает создание сборочного производства некоторых из них в России на мощностях ГАЗа (речь идет прежде всего о сборке легковых авто). Пока, говорит источник на ГАЗе, «Руспромавто» займется раскручиванием марки Fiat в России. "Прежде чем приступить к сборке, -- пояснил газете «Время новостей» начальник управления «Руспромавто» по связям с госорганами Сергей Черных, -- предстоит понять рынок, а также выстроить сетевую структуру сбыта на базе уже имеющейся дилерской сети. Ведь для того чтобы успешно вести продажи, необходимо предоставлять покупателям гарантии обслуживания". Второй проект касается импорта дизельных двигателей Iveco 8140 для установки на малые грузопассажирские автомобили ГАЗа с перспективой производства таких двигателей на территории России.

"Стороны пришли к соглашению о начале новой фазы, предусматривающей переход от импорта на начальном этапе к последующему развитию производства компонентов и организации сборки на российских предприятиях", -- заявил в Риме Олег Дерипаска. По его словам, "речь идет о внедрении новых технологий, которые позволят перейти к производству для многих отраслей хозяйства более экономичных и экологически чистых автомобилей и двигателей, отвечающих перспективным экологическим стандартам". В то же время о перспективах создания сборочного СП, а также производства двигателей на территории России и в "Руспромавто", и на ГАЗе говорят пока неохотно, мол «время покажет, что из этого выйдет». Однако понятно, именно это является целью сотрудничества.

Яна ВИКТОРОВА