Время новостей
     N°60, 05 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.04.2001
Вперед в прошлое
Администрация Буша возвращает Корейский полуостров в эпоху противостояния
На Корейском полуострове, в непосредственной близости от восточных границ России, зреет новый «нарыв». В прошлом году казалось, что после десятилетий твердолобой конфронтации здесь забрезжил «свет в конце туннеля». Руку к этому приложила и Россия, взломав дипломатическую изоляцию КНДР. В июне 2000 года состоялась историческая встреча руководителей двух корейских государств. Потеплели американо-северокорейские отношения: в Пхеньяне побывала госсекретарь США Мадлен Олбрайт, едва не приехал Билл Клинтон. Чуть-чуть не хватило до компромисса по ракетной программе КНДР.

Но шанс был упущен. В последний момент администрация Клинтона дала «задний ход» -- как теперь становится понятным, не без давления «сменщиков». Джордж Буш и часть его команды заняли крайне жесткую позицию. В Вашингтоне заговорили о пересмотре рамочного соглашения с КНДР 1994 года (Пхеньян тогда согласился заморозить свою ядерную программу в обмен на строительство двух легководных реакторов и поставки мазута), о необходимости «верификации», т.е. неприемлемых для КНДР по внутриполитическим причинам проверок на месте, о всеобъемлющей «взаимности» -- требовании уступок за каждый шаг навстречу Пхеньяну.

Всполошились не только в Пхеньяне, но и в Сеуле -- новые творцы американской внешней политики могут подорвать хрупкий процесс национального примирения, начало которого оказалось достойно Нобелевской премии мира. Срочный визит президента Республики Корея Ким Дэ Чжуна в Вашингтон оптимизма не добавил: визитера хоть и выслушали, но не обнадежили. Напротив, южнокорейцам дали понять, что времена либерализма прошли, и Северной Корее нечего рассчитывать на поблажки.

Похоже, что Сеулу не советуют проявлять особую прыть и в отношениях с другими «подозрительными» странами. Во всяком случае согласие Ким Дэ Чжуна с Владимиром Путиным во время саммита в Сеуле в конце февраля о недопустимости разрушения Договора по ПРО 1972 года вызвало в США бурю негодования. Корейцев в очередной раз «поставили на место», что дало повод для критики правительства в самой Южной Корее. Глава МИДа Ли Джон Бин попытался представить дело таким образом, будто РК, проявив самостоятельность, с одной стороны, ответила отказом на просьбу США о поддержке их планов по НПРО, с другой -- настояла на исключении из речи Путина в южнокорейском парламенте пассажа о нежелательности пребывания американских войск в Корее после объединения. (Заметим, что даже неискушенному в дипломатии человеку понятно, что речь главы иностранного государства ни с кем из представителей другого государства не согласовывается). Неуклюжие отговорки стоили Ли Джон Бину министерского кресла.

А что же Пхеньян? Северокорейцы отложили на неопределенный срок переговоры с Югом на уровне министров, затормозили подготовку к восстановлению железнодорожного движения между Севером и Югом. Таким образом, от американских выпадов уже реально страдают взаимовыгодные проекты сотрудничества с участием Юга и Севера, а также Китая и России. Не особенно утешает и то, что Пхеньян пообещал «ответить тысячекратно» и объявить войну американским «людоедам». Американцы, по сути, в одностороннем порядке пытаются пересмотреть договоренности и уходят от диалога. Хуже будет, если Пхеньян, скажем, прервет мораторий на ракетные пуски (объявленный только на период американо-северокорейских переговоров), что может вызвать очередной виток напряженности в регионе. Особенно, если еще не пообтершийся на международной арене американский президент вдруг решит «поиграть мускулами». Для этого Северная Корея -- объект явно неподходящий. Впрочем, может быть, «победителям Ирака» это еще непонятно...

России все это глубоко небезразлично. Особенно если учесть скорый приезд в Москву лидера КНДР Ким Чен Ира. Вряд ли нам нужен еще один раздражитель в отношениях с США, а он вполне может появиться в случае продолжения взятого Вашингтоном курса. Правда, больше оснований для недовольства у стратегического партнера России -- Китая. Но проекты экономического сотрудничества с двумя Кореями более важны для обнищавшего российского Дальнего Востока. Обо всем этом, очевидно, надо без обиняков говорить американцам. Только прислушаются ли в Вашингтоне?

Георгий БУЛЫЧЕВ