Время новостей
     N°209, 06 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.11.2003
Железная команда
РЖД сформировали правление
На третьем по счету заседании совета директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) вчера наконец-то была поставлена точка в формировании структуры управления компании. РЖД, пока не вполне освоившись с ролью рыночного субъекта, продолжает придерживаться принципов информационной закрытости. Сообщив лишь количество -- 14 -- вице-президентов и их фамилии, в компании отказались говорить о распределении полномочий, сославшись на то, что соответствующий указ еще не подписал президент Геннадий Фадеев.

Газете «Время новостей» стало известно, что все управленческие функции РЖД будут сконцентрированы в двух ключевых блоках -- корпоративного развития, который возглавит первый вице-президент компании Владимир Якунин, и производственном под руководством первого вице-президента Хасяна Зябирова. Несмотря на то что большинство менеджеров РЖД являются выходцами из министерской команды г-на Фадеева, ключевое подразделение досталось все же его политическому противнику Владимиру Якунину. «Теперь ОАО будет функционировать как коммерческая структура, включающая операционный блок, ответственный за то, чтобы вагоны по-прежнему ездили, -- говорит источник газеты, знакомый с кадровой ситуацией в РЖД, -- и рыночный, который является основным с точки зрения стратегического развития РЖД».

Ключевым фактором, который до сих пор не позволял окончательно сформировать управленческую структуру РЖД, источники газеты называют противостояние между гг. Фадеевым и Якуниным, развернувшееся по линии кадрового наполнения стратегического блока. Основные претензии сторонников г-на Якунина сводятся к тому, что г-н Фадеев, продолжая считать компанию министерством, назначает людей из департаментов МПС, не обладающих опытом ведения бизнеса. Чуть ранее в МПС говорили, что г-ну Якунину как человеку «случайному» и ничего не смыслящему в железнодорожной отрасли в РЖД не место. Как известно, г-на Якунина в большой политике причисляют к «клану питерских», а г-н Фадеев считается креатурой опального экс-министра и вице-премьера Николая Аксененко.

Выработкой стратегии развития РЖД займется выходец из команды г-на Аксененко, руководитель департамента экономики МПС Борис Лапидус, который всегда занимал подчеркнуто нейтральную позицию. Инвестиционной политикой будет заниматься Галина Крафт, которая еще в МПС под руководством г-на Якунина курировала инвестиции, возглавляя соответствующий департамент. С присутствием в руководстве ОАО экс-замминистра Анны Беловой, курирующей до сего времени реформу отрасли, а теперь корпоративное развитие РЖД, г-н Фадеев, очевидно, согласился только в силу ее «незаменимости» в команде.

Показательно, что в руководство РЖД попал Федор Андреев, вице-президент АЛРОСА и предправления БалтОНЭКСИМбанка. Источники газеты «Время новостей» в правительстве утверждают, что его кандидатура была согласована с Михаилом Касьяновым и одобрена г-ном Фадеевым. По сути, это «назначение со стороны» является усилением бизнес-компонента компании, поскольку в кадровом резерве экс-главы МПС в основном преобладали производственники. Тем не менее источник, близкий к Владимиру Якунину, полагает, что вовсе не так уж и важно, кто возглавит те или иные направления, поскольку все равно курировать работу будет непосредственно первый вице-президент.

Что касается производственного блока во главе с г-ном Зябировым, отвечающим за «текучку» (грузовые и пассажирские перевозки, инфраструктура, путевое хозяйство и т.д.), то он укомплектован из бывших министерских работников. Как чиновники смогут адаптироваться к работе в бизнес-среде, пока остается только догадываться.

Яна ВИКТОРОВА