Время новостей
     N°59, 04 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.04.2001
Любимый размер
Чиновники расходятся в определении масштаба реформированного МПС
Правительство рассмотрит 12 апреля программу реформирования железнодорожного транспорта. До этого документ будет обсужден на специальном совещании у Михаила Касьянова.

В ноябре кабинет министров уже рассматривал программу реформы МПС -- ее было решено отправить на доработку. Этим занимались Министерство по антимонопольной политике, МЭРТ и Министерство путей сообщения. Итоговый документ был отправлен в Белый дом в этот понедельник.

Реформа железнодорожного транспорта рассчитана до 2010 года, а первоочередные меры -- на ближайшие несколько лет. По данным источников в МЭРТ, стороны достигли компромисса «по многим вопросам», но по основным позициям споры еще продолжаются. В частности, по утверждению источников в МЭРТ, это касается того, нужно ли на базе МПС создавать акционерное общество, и если создавать, то единое или несколько, по видам деятельности. Изначально за создание единой компании выступало МПС -- причем полгода назад настаивало на госпредприятии, а осенью согласилось с акционерной формой. Против высказывались МЭРТ и МАП, аргументируя свою позицию непрозрачностью финансовых потоков единого огромного организма.

Сейчас позиция ведомства Германа Грефа изменилась: в МЭРТ согласны с созданием единого АО, однако на срок 12--18 месяцев. Правда, этот вариант, отмечает источник в МЭРТ, содержит определенные риски. Один из них -- традиционное постоянство временных сооружений. Не покидают экономических чиновников и опасения по поводу непрозрачности создающейся масштабной структуры.

Однако итоговый вариант реформы чиновникам МЭРТ представляется наиболее приемлемым. По их подсчетам, на создание АО уйдет от полутора до двух лет: время нужно для оформления документации и аудита. Кроме того, перед созданием АО планируется проведение реструктуризации кредиторской задолженности предприятий МПС. Сегодня суммарная задолженность составляет порядка 100 млрд рублей, и на долю государства приходится только часть этих долгов. Сейчас МПС самостоятельно договаривается с кредиторами, большинство из них -- грузоперевозчики, которым приходится быть сговорчивыми. Однако после создания АО ситуация может измениться.

Споры о создании АО, вероятнее всего, возникнут уже на предварительном совещании у г-на Касьянова. По данным источников в МЭРТ, против создания единого АО может выступить МАП. Минфин же, по прогнозам, будет выступать против передачи части инфраструктуры (в частности, железнодорожного полотна) АО и за создание для управления этим имуществом специальной госкомпании.

Тем не менее, по оценке источников в МЭРТ, 12 апреля основные положения реформы правительство все-таки одобрит. При этом в июле заканчивается аудиторская проверка структур МПС, проводимая компанией Arthur Andersen, по результатам которой в программу могут быть внесены некоторые коррективы.

Иван ГОРДЕЕВ