Время новостей
     N°208, 05 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.11.2003
Солнце и сталь
В Москве начинается Фестиваль японского кино
Сегодня в Большом зале Центрального Дома предпринимателей вступительным словом чрезвычайного и полномочного посла Японии в РФ господина Иссея Номуры в тридцать седьмой раз откроется Фестиваль японского кино, без которого с 1960 года невозможно представить себе полноценную московскую осень. С середины девяностых годов бесплатные показы новых фильмов с Окинавы стали неотъемлемой частью программы столичного культпросвета -- и посмотреть всегда было на что. За последние годы в рамках фестиваля можно было узреть доселе не попадавшую в кинотеатры новую японскую классику -- «Сонатину» Такеши Китано, «Угря» Сехея Имамуры и «Токийскую историю» Дзюна Итикавы; отличные фильмы из бесконечной серии о школьных привидениях и чуть более традиционные «квайданы» -- истории о привидениях как таковых; сумрачные метафизические триллеры Киеси Куросавы и уже тогда легендарно леденящий душу «Звонок» Хидео Накаты; наконец, при особенном везении можно было обнаружить в фестивальном расписании анимационные шедевры вроде «Призрака в «Шелле» Мамуро Осии и третью -- вне всякого сомнения лучшую и талантливейшую -- серию похождений радиоактивной летающей черепахи Гамеры из открытого космоса (у всех, кто несколько лет назад попал в тот волшебный вечер на фестивальный просмотр, сохранилось серьезное подозрение, что фильм «Гамера, защитник Вселенной» является одним из наивысших достижений японской кинематографии за всю его историю).

Впрочем, в последнее время концепция фестиваля несколько изменилась. И дело не только в том, что в этом году впервые просмотры стали платными -- в конце концов, требуемые на сей раз тридцать рублей за билет настоящего японопоклонника не остановят. Куда важнее, что в программе практически не осталось фильмов спорных, шокирующих и попросту модных -- ставка делается на крепкий, окладистый и домовитый мейнстрим нескольколетней давности, подходящий для семейного просмотра. 37-й фестиваль откроется фильмом Кооки Митани 2001 года «Все о нашем доме» -- комедия о проблемах, с которыми сталкивается среднестатистический японец в процессе планировки своего жилища. А там, само собой, места для радиоактивной черепахи размером с цирк на Ленинских горах попросту не найдется. Также в программе «Квартет для двоих» (2000) знаменитого режиссера и актера Наото Такенаки (известного по «Гонину», где он был напарником Такеши Китано, и одной из самых популярных в мире японских картин последнего времени «Потанцуем?») с ним же самим в главной роли, мюзикл на тему запутанных семейных отношений; фестивальная драма Синдзи Сомаи «Цветок на ветру» (2000), завязка которой эксплуатирует очень популярный в Азии сюжет о человеке, проснувшемся с похмелья с потерей памяти (на ум только из картин последнего времени приходят японский же «Понедельник» и корейская «Черная дыра»); фильм давнего любимца Фестиваля японского кино Ягути Синобу (на прошлых фестивалях можно было увидеть его чудесные, медленные и неправильные комедии «Адреналиновая гонка» и «Мои тайные сокровища») «Уотербойз», комедия, основанная на реальной истории мужской команды по синхронному плаванию. Японская анимация представлена «Возвращением кота» (2003) -- сказочным анималистическим фэнтези, снятым Хироюки Моритой и спродюсированным великим Хаяо Миядзаки («Мой сосед Тоторо», «Принцесса Монононке», «Унесенные призраками»).

Все вполне смотрибельно и симпатично, хотя харизмы явно поубавилось. За нее должна в полной мере ответить ретроспектива фильмов, связанных с именем Юкио Мисимы -- по определению Эдуарда Лимонова, «редкого в послевоенное время правого Героя», писателя, драматурга, комментатора и пропагандиста «Книги самурая», политического экстремиста, закончившего свою жизнь двадцать три года назад. Во время поднятого им мятежа, 25 ноября 1970 года, Мисима совершил ритуальное самоубийство в кабинете начальника штаба японских Сил самообороны, после чего один из соратников отрубил ему голову. Кинематографическое наследие Мисимы не менее примечательно, чем его литературные труды. В 1966 году Мисима спродюсировал, поставил, стал художником и сыграл главную роль в короткометражном фильме по собственной новелле «Патриотизм» («Ритуал любви и смерти»), позже снимался в самурайских фильмах («Тенчу!») и в высшей степени ненаучной фантастике (в трэш-шедевре создателя «Королевской битвы» Киндзи Фукасаку «Зеленая слизь» Мисима сыграл живую статую), а по его книгам по сей день снято не меньше трех десятков фильмов (последний на сегодня -- «Школа плоти» Бенуа Жако с Изабель Юппер в главной роли вышел на экраны в 1998 году). Мисима и сам стал героем кинобиопика -- в 1985 году Пол Шредер снял фильм «Мисима: жизнь в четырех главах», озвученный музыкой Филипа Гласса. Самого Мисиму сыграл Кен Огата.

До конца недели в Москве покажут «Шум прибоя» (1954) Сэнкити Танегути (одна из пяти экранизаций одноименного романа) с Тосиро Мифуне, «Пламя» (1958) Кона Итикавы, который считается лучшей экранизацией знаменитого «Золотого павильона», и «Меч» (1964) Кендзи Мисуи, классика самурайского кино, ответственного за многие фильмы из оригинального сериала про слепого массажиста Затойчи и убийцу сегуна по прозвищу Одинокий Волк. Кроме того, есть возможность увидеть на экране и самого Мисиму -- в фильме Ясудзо Масумуры «Загнанный волк» (1960), одном из самых главных якудза-фильмов 60-х, Юкио Мисима сыграл гангстера с трагической судьбой.

ФОТО

Юкио Мисима в фильме «Загнанный волк»: последнему самураю ХХ века осталось жить всего десять лет

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино