Время новостей
     N°207, 04 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.11.2003
«Автомобилисты оказались более чем готовы к введению ОСАГО»
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) действует в России уже четыре месяца. О первых итогах страхования, перспективах рынка «автогражданки» и страховой отрасли России в целом газете «Время новостей» рассказал заместитель председателя правления Российского союза автостраховщиков (РСА) Юрий БУГАЕВ.

-- Недавно Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства заявило, что подозревает ГИБДД и ГТК в ограничении конкуренции на рынке обязательной «автогражданки». В частности, представители МАП отмечают, что в ряде регионов сотрудники ГИБДД содействуют Страховой компании правоохранительных органов (СКПО) и «Росгосстраху». Также ограничивается конкуренция на границе при содействии ГТК. Намерен ли РСА реагировать на эти сигналы, и если да, то каким образом? Будут ли применяться к упомянутым компаниям санкции, если факты ограничения конкуренции будут доказаны?

-- Действительно, представители МАП интересовались у ГИБДД и ГТК тем, что отдельные сотрудники этих ведомств «помогают» некоторым недобросовестным страховым компаниям в развитии ОСАГО. На самом деле мы столкнулись с некими фактами некорректного поведения отдельных членов РСА. Есть данные о том, что в некоторых местах регистрации автомобилей или прохождения техосмотра список страховых компаний был ограничен.

Ведется работа и в приграничных районах. С руководством ГТК существуют договоренности о проведении совместных мероприятий, но есть организационно-технические сложности. На каждый сигнал о фактах недобросовестной конкуренции мы реагируем, но пока разобраться со всеми проблемами сложно. Сейчас РСА разрабатывает механизм применения санкций к страховщикам-нарушителям. Санкции эти могут заключаться в обращении союза к руководству компании с просьбой об устранении нарушения, наложении штрафов, также существует крайняя мера -- исключение из РСА и потеря лицензии на ОСАГО.

-- Две недели назад депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки к закону об ОСАГО, предусматривающие его отсрочку на год. Представители Совета Федерации неоднократно заявляли, что через верхнюю палату парламента закон в таком виде не пройдет. Но суета вокруг «автогражданки» беспокоит простых автолюбителей, многие из которых не знают, что будет со страховкой. Ожидает ли РСА наплыва граждан, желающих расторгнуть договоры до нового года, а с наступлением 1 января 2004 года -- потока автовладельцев, которым все-таки придется оформлять полис ОСАГО, ведь закон еще никто не отменял? Насколько серьезно страдают при расторжении договоров ОСАГО страховщики?

-- Дело в том, что принятый Думой законопроект не предусматривает процедуры расторжения договоров, за которые страховщики несут и будут нести ответственность в течение всего срока их действия. Депутаты попросту не подумали о том, что огромное количество договоров уже действует. По этой причине ожидать наплыва граждан, желающих забрать деньги из компаний, мы не будем. Такие случаи уже были, но людям объяснили, что закон продолжает действовать, страховщики свои обязательства выполняют. Скорее мы ждем потока автовладельцев, которые решат застраховаться в самом конце года, перед введением в действие штрафов. Таких желающих, как нам кажется, будет очень много.

-- Не исключено, что в итоге Дума примет «социальный» вариант поправок, предполагающий наличие льгот для пенсионеров и инвалидов. Кто, по-вашему, все же должен устанавливать ставки -- правительство или сами страховщики? И будут ли скорректированы тарифы по итогам первых шести месяцев работы ОСАГО?

-- Закон предусматривает возможность уточнения тарифных ставок, но ведь в нем не сказано, в какую сторону можно менять тарифы -- в сторону повышения или понижения. РСА считает, что на первых порах не стоит давать оценку обоснованности тарифов, ведь, как показывает опыт наших ближайших соседей -- Белоруссии и стран Балтии, корректировка тарифов возможна после трех-пяти лет действия закона. Что касается того, кто должен утверждать тарифы, я считаю, это вопрос времени. Опять-таки ссылаясь на практику ОСАГО в других странах, можно сказать, что установленные сверху тарифы постепенно претерпевали либерализацию. Мне кажется, что в первые годы у нас в России эти нормы должны быть жесткими, и я не исключаю, что в будущем подобная либерализация произойдет и у нас. А статистика за полгода, которой мы будем располагать уже в следующем году, поможет увидеть ошибки или достоинства расчета нынешних тарифов.

-- Страховщики и Минфин сходятся в мысли, что введение обязательного автострахования должно послужить толчком для развития страхового дела в России. Вы, как руководитель РСА, верите в то, что в ближайшие годы страхование в нашей стране начнет двигаться вперед семимильными шагами? Какие факторы помимо улучшения платежеспособности населения и повышения уровня страховой культуры должны повлиять на развитие страхования?

-- Рассуждения о «локомотиве» ведут те, кто осмысливает свои действия на страховом рынке в условиях его неразвитости, но больших перспектив для развития. До последнего времени у нас в стране было достаточно развито корпоративное страхование, и граждане в большинстве своем не имели личных контактов со страховщиками. «Автогражданка» для компаний -- это возможность выхода на новую клиентскую базу, а также способ предложения новых услуг знакомым клиентам. К примеру, сейчас во многих компаниях приобрести полис добровольной «автогражданки» с большим, чем у ОСАГО, покрытием стоит дешевле, чем раньше. Чтобы развивать рынок в целом, помимо перечисленного выше необходимо, по-моему, как-то снижать налоговое бремя, и государство должно это стимулировать. Нужно брать пример с Запада, где гражданин, вкладывая в страхование, получает налоговые льготы.

-- Многие компании, возлагающие на ОСАГО большие надежды и планирующие занять лидирующие позиции на этом рынке, вложили немалые деньги в свои кампании по ОСАГО. И все же, насколько нынешнее состояние инфраструктуры «автогражданки» отвечает необходимым для реализации закона требованиям и готово ли население к введению ОСАГО?

-- Страховщики сами оценивали уровень своей готовности к введению обязательной «автогражданки», создавали инфраструктуру, информационные системы и вкладывали деньги в организацию работы. Стоит отметить, что создание самого РСА, базы данных, инфраструктуры рынка -- достаточно затратный механизм. Насколько развита вся эта система сейчас? Конечно, предела совершенству нет, но надо понимать, что сама инфраструктура создается по мере развития системы в целом. Россияне, по первым итогам ОСАГО, оказались более чем готовы к его введению. За первые три месяца компании продали около 5 млн полисов, а эту цифру, между прочим, мы ожидали к концу года. Благодаря всему этому есть уверенность, что большинство автолюбителей необходимость обязательного автострахования все же понимают.

-- Как бороться с мошенничеством недобросовестных компаний, страховых агентов, продающих липовые полисы за полцены? Жалуются ли автомобилисты в РСА на проволочки с оформлением полиса, невыплаты по страховым случаям и другие проблемы, возникающие у них с компаниями? Есть ли такая возможность -- обратиться в профобъединение, или все проблемы нужно решать в компаниях?

-- Мне кажется, нужно сначала определиться с тем, что мы понимаем под термином «страховое мошенничество». Это неправомерные действия лиц, желающих получить возмещение по несуществующим страховым случаям. Таких случаев, по крайней мере пока, отмечено не было, и сигналов по этому поводу мы не получали. О фактах продажи фальшивых полисов мы знаем, но, к сожалению, нельзя назвать точное число подобных случаев. Жалобы на проволочки с оформлением страховки были в самом начале, летом, но в последнее время обращений стало гораздо меньше. Теперь о невыплатах. Подобные случаи есть, и я советую обманутым гражданам обращаться либо в РСА, либо в департамент страхового надзора Минфина. Хотя иногда существует непонимание того, что именно страхует человек -- свой автомобиль или ответственность. Региональные представительства некоторых компаний оказались не готовы к ОСАГО. Все подобные случаи мы берем под контроль.

-- Согласно уставу РСА членом президиума союза может стать представитель компании, контролирующей не менее 5% рынка ОСАГО. И хотя президиум будет сформирован по этому принципу лишь через полтора года, некоторые страховщики относятся к этой норме устава, мягко говоря, скептически.

-- Кстати, от доли компании на рынке зависит еще и объем взносов в РСА. Если страховщики, которые в прошлом году принимали устав РСА, сегодня выдвигают какие-то претензии к нормативным документам союза, им нужно задуматься над тем, зачем они за этот устав голосовали. Принятые обязательства все-таки надо выполнять. Мне кажется, лидеры рынка имеют полное право претендовать на представительство в органах управления. Но это совсем не значит, что ущемляются интересы мелких компаний. Открытых предложений изменить устав в этой части, подчеркну, никто из членов РСА не вносил.

-- По данным РСА, за первые три месяца действия закона полисы приобрело около 5 млн страхователей. "Росгосстрах" заявил о том, что продал около 2,5 млн полисов ОСАГО. Как РСА относится к присутствию на рынке такого крупного игрока, как РГС? И не может ли это негативно отразиться на рынке?

-- В РСА входят десять «дочек» «Росгосстраха», и число полисов, проданных этими компаниями, составляет цифру, объявленную РГС. Я не берусь обсуждать стратегию компании и ее планы по участию в ОСАГО. Мне кажется, присутствие «Росгосстраха» на этом рынке является положительным фактором прежде всего по причине неохваченности отдельных территорий страны другими компаниями. Поэтому я не стал бы критически оценивать большую долю «Росгосстраха», который заявил о своих амбициозных планах, на рынке ОСАГО.

-- Планирует ли РСА применять санкции к страховщикам, не выполняющим договоренности с союзом, например к тем, кто не представляет статистику вовремя? Были ли отмечены подобные случаи и кто в них фигурирует?

-- Мы обратились к членам РСА с просьбой представить свою статистику за первый квартал действия закона -- с 1 июля по 1 октября. И все наши участники, некоторые, правда, с небольшим опозданием, данные прислали. Статистика содержит только основные показатели -- по числу заключенных договоров и объему собранной премии. Обработаем данные и будем следить, что происходит с рынком дальше.

Беседовал Алексей РОЖКОВ
//  читайте тему  //  Автогражданка