Время новостей
     N°203, 29 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2003
Евробонды за 10 тыс. долларов
Ситибанк предложил гражданам стать инвесторами
Ситибанк, стопроцентная «дочка» крупнейшего банка мира американского Citibank, продолжает начатую год назад борьбу за российский средний класс. На этой неделе он предложил своим клиентам бесплатные услуги по финансовому планированию и управлению сбережениями, которые в России ассоциируются с private-banking. По мнению аналитиков, Citi может весьма дорого заплатить за привлечение новой клиентуры таким способом.

Почти год назад у Ситибанка появился первый филиал по обслуживанию частных лиц в Москве, а на этой неделе председатель Citigroup International сэр Дерик Мон вместе с первым зампредом Центробанка Андреем Козловым открыл второй розничный филиал на Садовом кольце. На фоне обвала рынка акций в понедельник глава Citigroup оставался чуть ли не единственным оптимистом, говорившим о бизнесе в России. «Цель моего визита -- выразить уверенность относительно перспектив российской экономики и нашего желания развивать здесь бизнес. -- заявил г-н Мон. -- Мы надеемся, что к 2010 году экономика вырастет в два раза, и хотим, чтобы наше присутствие здесь было сопоставимо с этим развитием».

В ходе этого визита Citi объявил о запуске программы индивидуального финансового планирования для частных лиц. «Это означает, что каждый клиент может пользоваться услугами финансового консультанта и с помощью банка вкладывать свои средства не только в депозиты, но и в ценные бумаги, собственное образование и страхование, -- говорит начальник управления по работе с частными клиентами Нандан Мер. -- Мы помогаем человеку сформировать инвестиционный портфель в зависимости от его предпочтений по риску и доходности и постоянно контролируем состояние этого портфеля». Управляет портфелем сам клиент (в том числе и через Интернет), он же несет ответственность за все инвестиционные решения.

По словам директора департамента розничного бизнеса Ситибанка Виктора Башкирова, минимальный объем инвестиций, с которыми могут работать клиенты Citi, составляет 3 тыс. долл. для депозитов в валюте, 100 тыс. руб. для депозитов рублях, государственных, муниципальных и корпоративных облигаций, а также 10 тыс. долл. для российских еврооблигаций. «Пока мы единственные, кто дает возможность покупать евробонды России при таких незначительных суммах вложений», -- отмечает г-н Башкиров.

При этом он признает, что пока даже средний класс мало знает о финансовых инструментах и клиенту придется рассказывать о прелестях инвестиционного бизнеса и работы с евробондами. Между тем эксперты полагают, что новый продукт обернется для Citi значительными издержками. «Другие банки тоже предоставляют такие услуги, но только VIP-клиентам, -- говорит аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова. -- Но это не массовый продукт, и главный вопрос в том, будет ли эта программа Ситибанка эффективной». Сiti, очевидно, интересует комиссионный доход, заключает она, но будет ли он значительным, пока неизвестно.

Как полагает инвестиционный аналитик крупной компании, «Citi ждут большие издержки на очень серьезный департамент консультантов». «Не знаю, как все это окупится», -- говорит он. Виктор Башкиров пока затрудняется оценить число аналитиков-консультантов, которых придется нанять банку. По его словам, сейчас у Citi около 19,5 тыс. частных клиентов в Москве, а в команде инвестиционных аналитиков работают семь человек. Михаил Матовников из РА «Интерфакс» полагает, что спрос на новые услуги будет весьма значительным и за счет комиссий Citi «легко сделает этот бизнес доходным».

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ