Время новостей
     N°203, 29 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2003
«Трансаэро» не пустили в Омск
Лицензионная комиссия против увеличения числа авиаперевозчиков в сибирские города
Лицензионная комиссия Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) вчера отказала «Трансаэро» в праве открыть рейс Москва--Омск. Решение стало полной неожиданностью для руководства компании, которая уже продала билеты на первый регулярный полет по этому маршруту, запланированный на сегодня. Компания обещает добиться, чтобы вердикт лицензионной комиссии был пересмотрен.

Вчера лицензионная комиссия ГСГА рассматривала сразу несколько заявок «Трансаэро». Компания собиралась увеличить частоту полетов из Москвы в Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск, Нижневартовск, а также открыть новые для нее направления -- Омск и Лиссабон. Решения комиссии заставили заместителя генерального директора авиакомпании Валерия Мусаева заговорить о «систематическом зажиме интересов «Трансаэро» на внутренних российских маршрутах».

Сначала, правда, делили зарубежный рейс -- Лиссабон. По межправительственному российско-португальскому соглашению, на этом маршруте от нашей страны может работать только один перевозчик, и до последнего времени им был «Аэрофлот». Но в зимнем расписании «Аэрофлота» 2003/04 года, введенном 26 октября, рейс на Лиссабон был упразднен. Заявки на это направление подали «Трансаэро» и «Красноярские авиалинии». Комиссия постановила: право «назначенного перевозчика на Лиссабон» у «Аэрофлота» изъять, а между двумя претендентами провести полноценный конкурс.

Следующим пунктом «Трансаэро» просила разрешить ей ежедневные рейсы в Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск и Нижневартовск. Как пояснил газете «Время новостей» ведущий специалист «Трансаэро» Вадим Гамий, сейчас компания летает на этих маршрутах два--три раза в неделю (в Иркутск -- один раз) и имеет пассажирскую загрузку более 80%. Это выше той, которая считается рентабельной в международной практике (60--65%) и средней по российской гражданской авиации (71,4% за девять месяцев этого года). Таким образом, «Трансаэро», по мнению ее руководства, имеет несомненный рыночный потенциал для более частых полетов. Но лицензионную комиссию этот довод не убедил. Когда начальник департамента лицензирования Минтранса Станислав Овчаренко огласил присвоенные «Трансаэро» квоты на пассажирские кресла по всем запрошенным маршрутам, стало ясно, что об увеличении частот говорить не приходится.

Но больше всего Валерия Мусаева возмутил «чистый» отказ допустить «Трансаэро» в Омск. Правовая сторона этого дела такова. Лицензия на полеты по этому маршруту у «Трансаэро» есть. Но для полетов по многим маршрутам в России мало иметь лицензию -- надо еще получить от ГСГА квоту на конкретное количество пассажирских кресел. «Трансаэро» такой квоты до сих пор не предоставили. Однако в июле этого года ГСГА вообще отменила квотирование на омском маршруте. «Трансаэро» запросила разрешение летать туда дважды в неделю, внесла рейс в свое зимнее расписание и начала продавать на него билеты. Но вчера Станислав Овчаренко сослался на то, что на омском направлении уже работают три авиакомпании («Аэрофлот», «Сибирь» и «Омскавиа») и что Омское отделение ГСГА представило заключение о нецелесообразности увеличения компаний на маршруте Москва--Омск. В результате ГСГА не разрешила полеты «Трансаэро». Проблема обостряется тем, что первый из этих полетов запланирован на сегодня, и около 50 билетов на него уже продано (предполагается использовать Boeing-737, в котором 115 мест).

«У меня нет комментариев, а только злость», -- сообщил г-н Мусаев газете «Время новостей» по завершении заседания лицензионной комиссии. Несколькими часами позже пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал все же прокомментировал происшествие следующим образом: «Никаких оснований отказать нам у ГСГА не было. Мы рассматриваем это решение как недоразумение. Уверен, что действия отдельных чиновников не смогут нарушить наши планы и запланированный рейс в Омск состоится».

Михаил КУКУШКИН