Время новостей
     N°201, 27 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.10.2003
"Кучма не допустит превращения Украины в губернию"
Ситуацию в связи с российско-украинскими переговорами по поводу острова Коса Тузла в интервью газете "Время новостей" комментирует Геннадий УДОВЕНКО, бывший министр иностранных дел Украины, глава комитета Рады по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

-- По словам Касьянова, Украина обещала вывести войска с Тузлы. Украинский премьер Виктор Янукович заявил, что этот вопрос рассматривает экспертный совет. Но пограничники продолжают нести дежурство. Может ли правительство вывести войска без согласования с Радой?

-- Нет. Все решения, связанные с территориальными вопросами, утверждаются только парламентом. Без его одобрения правительству запрещено менять даже границы районов украинских областей. Если на этот счет будет принято "закулисное" правительственное распоряжение, это приведет к громадному скандалу. Для урегулирования ситуации цивилизованным способом необходимо привлечь экспертов международных организаций, таких как ООН и ОБСЕ.

-- Москва утверждает, что права Украины на Тузлу не доказаны.

-- Делая такие заявления, Россия нарушает не только международные и двусторонние договоренности, но и собственные решения. Одно из постановлений Госдумы от 1993 года признавало государственными границами России административные границы с бывшими советскими республиками. Тузла, как известно, была передана Украине еще во времена СССР, тому есть масса подтверждений.

-- В чем отличие украинской и российской позиций относительно делимитации в Азово-Керченской акватории?

-- Россия придерживается принципа, что акватория Азовского моря и Керченского пролива является "внутренними водами двух стран". То есть российская сторона рассматривает Азово-Керченскую акваторию как "целостный природно-хозяйственный комплекс общего пользования", который нельзя делить. А Украина исходит из того, что необходимо провести делимитацию Азовского моря и Керченского пролива. Россия категорически против придания международного статуса Азовскому морю. Это откроет его акваторию для беспрепятственного доступа третьих государств, в том числе для иностранного военного судоходства.

Украинская сторона пошла на уступки, согласившись с российской концепцией "внутренних вод" в двух документах -- договоре о разделе сухопутных границ (от 2003 года. -- Ред.) и связанной с ним декларации о стратегическом партнерстве, парафированной МИДами двух стран. Эхом этих документов стал нынешний конфликт вокруг Тузлы. Все проблемы Азово-Керченской акватории можно урегулировать на основании Конвенции ООН по морскому праву. Однако в этом документе нет понятия "внутренние воды", зато есть концепция "замкнутого или полузамкнутого моря", то есть пролива или моря, окруженного двумя и более государствами. Россия вряд ли захочет руководствоваться конвенцией, поэтому ход переговоров может усложниться.

-- Украина грозит обратиться к государствам, которые стали гарантами ее территориальной целостности после отказа от ядерного оружия в 1994 году. Будапештский меморандум на этот счет был подписан, когда вы были главой МИД Украины. Каковы механизмы обращения за помощью?

-- На просьбы предоставить гарантии безопасности Украине неизменно отвечали «нет». Однако меня еще Громыко учил, когда мы в составе русской, украинской и белорусской делегации ездили на сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «С кондачка ни одно предложение СССР не проходит. Отказали в этом году -- проводите эту политику в следующем. Надо вести переговоры на уровне от начальников управлений до президентов -- и все будет как надо». И этот постулат сработал в вопросе Будапештского меморандума. Одним договором -- на уровне президентов -- нерушимость границ Украине гарантировали США, Россия и Великобритания. Другим -- на уровне глав МИД -- Франция. Как взрыв атомной бомбы все расценили тот факт, что Украина подписала третье соглашение с Китаем. Так что на сегодня у нас пять гарантов территориальной целостности. Если возникают территориальные претензии, большие государства должны собраться, чтобы не допустить углубления конфликта.

-- Основная работа по делимитации российско-украинских границ была проведена, когда министром иностранных дел Украины были вы. Насколько сложным был этот процесс?

-- В начале 90-х министр иностранных дел России г-н Козырев мне в шутку говорил: «Вас не поддерживают, так что будем придерживаться линии России». Он был профессионал и человек симпатичный, отношения между нами были доверительные, однако он не занимался украинско-российскими вопросами. Не его это был кусок хлеба, вот западная дипломатия -- другое дело.

Переломить позицию по границам Украине удалось, когда министром иностранных дел стал Евгений Примаков. Он мне сказал, что «надо менять российский менталитет, признавать Украину независимым государством». Начались переговоры по делимитации, то есть нанесению на карту сухопутных границ. С обеих сторон этот сложный процесс затягивала оппозиция. Одновременно с этими переговорами проходили другие -- по Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Там было два момента, которые не могли согласовать: Россия настаивала на двойном гражданстве и отказывалась внести статью об отказе от территориальных претензий к Украине. Для решения этих вопросов понадобилось вмешательство Ельцина.

-- Как шли переговоры о делимитации Азово-Керченской акватории?

-- Россия от них категорически отказывалась. Сначала я к этому спокойно относился, поскольку по сухопутной границе процесс затягивался. Затем наша дипломатия стала грозить, что Украина проведет делимитацию в одностороннем порядке, однако реальных шагов не делала. А теперь вот Россия начала строительство дамбы. Думаю, политическая цель -- показать Украине, что не стоит замахиваться на делимитацию Азовского моря. Но вообще я уверен, что наш президент Кучма не допустит превращения Украины в губернию. Кучма мне как-то сказал: «Не для того меня выбрали президентом Украины, чтобы я стал российским вассалом». И сегодня он должен отстаивать независимость. Он гарант конституции, а конституция провозглашает нерушимость границ.

Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев