Время новостей
     N°201, 27 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.10.2003
Подземный потоп
Авария на шахте "Западная-Капитальная" пустит ко дну весь "Ростовуголь"
Четвертые сутки в городе Новошахтинске Ростовской области продолжается поисково-спасательная операция на шахте «Западная-Капитальная». В четверг из-за прорыва в выработки подземного озера там оказался заблокирован 71 горнорабочий. Спасти, по данным на вечер воскресенья, удалось пока 58. Судьба 13 горняков остается неизвестной. Среди них и сам директор шахты Василий Авдеев, назначенный на эту должность в день катастрофы.

На вчерашний день ситуация на аварийной шахте выглядела так. По мнению экспертов, оставшиеся в забое горняки находились на глубине 700 м в районе главного коренного штрека "Западной-Капитальной". Горноспасатели же пробивали к ним тоннель из выработок расположенной рядом шахты «Комсомольская правда». По прогнозам спасателей, завершить работу они могут ко вторнику, причем к этому же времени вода может полностью затопить аварийную шахту. Чтобы перекрыть доступ воды в действующие выработки, весь вчерашний день самосвалы засыпали аварийный скиповый ствол "Западной" железными конструкциями и камнями.

По факту аварии прокуратура Ростовской области уже возбудила уголовное дело по ст. 216 УК РФ -- «нарушение правил техники безопасности при проведении горных работ».

По информации управления ГОЧС Новошахтинска, в четверг около 17.00 на глубине 470 метров произошел прорыв воды в главном скиповом стволе "Западной", где его бетонированная часть проходит рядом с подземным озером. Шахту начало затапливать со скоростью 40 тыс. кубометров в час. Попавшая в забой вода вывела из строя энергосистему, подъемные клети и связь. В это время под землей находился 71 шахтер. В первые часы на поверхность самостоятельно удалось подняться 25 рабочим. Для поиска остальных 46 в Новошахтинске был создан оперативный штаб, который возглавил губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Одновременно по поручению президента Путина из Москвы в Ростовскую область самолетом МЧС была переправлена спецтехника и водолазы-горноспасатели.

В субботу около восьми утра на связь с диспетчерской «Западной» вышли шахтеры и сообщили, что их 33 человека, и, пройдя по штольням 7 км, они добрались до ствола с так называемой инспекторской клетью. Спасатели спустились к шахтерам и в 11.30 начали операцию по эвакуации. Так как инспекторская клеть вмещает два-три человека, операция завершилась лишь к семи вечера. Всех спасенных шахтеров с диагнозом истощение и переохлаждение отправили в больницу.

Между тем министр промышленности топлива и природных ресурсов Ростовской области Сергей Назаров уже заявил, что авария стала следствием недофинансирования со стороны федерального бюджета работ по поддержанию безопасного режима на закрываемых шахтах. Как следствие, в законсервированных подземных галереях перестают откачивать воду, она скапливается и начинает подтапливать работающие забои соседних шахт. По данным пресс-службы губернатора Ростовской области, в прошлом году на мероприятия по профилактике негативных экологических последствий от закрытия шахт Восточного Донбасса планировалось выделить 3,7 млрд руб., но к началу 2003 года поступило всего 0,85 млрд рублей.

Лев Строяковский, гендиректор ООО «Компания «Ростовуголь», которая сейчас управляет шахтой "Западная-Капитальная", заявил, что подтапливать ее начало еще год назад, а в январе нынешнего случился первый большой прорыв. Тогда никто из горняков не пострадал, оказалась затоплена лишь техника.

Гендиректор "Русского угля" Вадим Варшавский еще месяц назад заявил газете "Время новостей", что когда полтора года назад "Русский уголь" брался за управление имущественным комплексом ОАО "Ростовуголь", были достигнуты договоренности между администрацией Ростовской области, Минэнерго РФ и стратегическим инвестором. Донские власти выполнили свои обязательства на 100%, стратегический инвестор -- на 50%, а Минтопэнерго вообще ничего не сделало и саботирует процесс оздоровления "Ростовугля". В частности, так и не были выделены федеральные средства на ликвидацию 12 шахт. В результате "Русский уголь" вынужден ежемесячно тратить на поддержание безопасного режима этих шахт 35 млн рублей.

По словам г-на Строяковского, после зимней аварии ООО "Ростовуголь" и "Русский уголь" пытались реанимировать две из четырех лав "Западной-Капитальной". Однако теперь "Западная-Капитальная" окончательно потеряна. Для экономики и без того проблемного "Ростовугля" это серьезный удар. Под вопросом и будущее соседних шахт -- "Комсомольская правда" и "Имени Ленина".

Вероятно, что после нынешних событий у "Ростовугля" окажется всего четыре действующие шахты вместо семи. Между тем кредиторские долги компании, где до сих пор занято около 14 тыс. человек, составляют сейчас уже 994 млн руб., и надежды на их возврат можно было связывать только с увеличением добычи. Впрочем, в "Ростовугле" еще продолжают надеяться, что государство компенсирует "аварийные" расходы и увеличит финансирование экологических мероприятий по закрываемым шахтам, чтобы спасти действующий угольный бизнес. Дело в том, что ООО "Ростовуголь" всего лишь арендатор имущества ликвидируемого ОАО "Ростовуголь", 86,9% акций которого по-прежнему принадлежит государству. Менеджеры "Русского угля" считают, что государство не только может, но и обязано позаботиться об этом имуществе.

В свою очередь Минэнерго, которое как раз и обвиняли в недофинансировании работ по ликвидируемым шахтам, распространило сообщение, что еще в августе в "Ростовуголь" и в Ростовское управление Госгортехнадзора министерством было направлено заявление, в котором указывалось, что при современном состоянии крепи работа на шахтах Новошахтинского района не может считаться безопасной. Хотя г-н Строяковский говорит, что от горнотехнической инспекции у "Ростовугля" не было ни одного запрета на эксплуатацию "Западной".

Впрочем, нынешняя авария на "Западной" была предсказана еще пару лет назад в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" последним гендиректором ликвидируемого сейчас "Ростовугля" Сергеем Посыльным, трагически погибшим недавно в автокатастрофе. Он считал, что на закрытии шахт государство не сможет сэкономить, а только наживет себе дополнительную головную боль. В качестве примера г-н Посыльный приводил "город Шахты, где река Грушевка раньше была судоходная, а сегодня это лужа, которую можно перепрыгнуть, настолько с 1920 года шахты "подработали" речку». «Люди по берегам сузившейся реки построили дома. А что такое затопить сегодня все шахты Новошахтинска? Это значит, уровень воды в Несветаевке поднимется настолько, что половине жителей Новошахтинска придется строить новое жилье", -- предупреждал Сергей Посыльный.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону, Александр РАСКИН