Время новостей
     N°58, 03 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.04.2001
Поверх оврагов
За пять лет Россия и Белоруссия преодолели отчуждение
Вчера сразу в двух мировых метрополиях -- Нью-Йорке и Москве -- говорили о Союзе России и Белоруссии. На американском континенте о заокеанском межгосударственном объединении вспоминали благодаря его госсекретарю -- Бруклинский суд вечером приступил наконец к слушаниям об экстрадиции в Швейцарию Павла Бородина. По другую сторону Атлантики -- в Кремле -- как раз в это время шел торжественный концерт, посвященный пятилетию единого государства. А за пару часов до того в Москве заседал высший госсовет союза, в котором участвовали Владимир Путин и Александр Лукашенко.

Главным итогом пятилетки белорусский лидер назвал тот факт, что удалось «зарыть ров отчуждения между нами, тот овраг, который был создан после развала Советского Союза». Относительно российского визави г-н Лукашенко отметил, что «с человеком, который в настоящее время находится у власти в России, можно решать любые вопросы». Владимир Путин в ответ наградил партнера орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и сообщил, что в его лице имеет «самого надежного друга, самого порядочного человека по отношению к великой России».

В высокопарных заявлениях недостатка вчера не было. Однако того, за чем собственно приезжал в Москву Александр Лукашенко, добиться от «братьев» ему так и не удалось. Еще в конце прошлого года Россия пообещала Белоруссии кредит на общую сумму 250 млн долл. Из них примерно 150 млн -- это кредит ЦБ на стабилизацию белорусского рубля в преддверии введения единой валюты, 100 млн -- кредит Минфина. Первый транш в 30 млн Россия обещала выделить еще в начале года, но до сих пор Белоруссия ничего не получила. Россия настаивает на том, что деньги пойдут лишь после признания Минском всех своих долгов. Предполагается, что на их погашение они и будут направлены. Белорусский же минфин считает, что если Россия выделяет Минску какие-то средства, то распоряжаться ими должно белорусское правительство.

Еще сложнее ситуация с кредитом ЦБ. На стабилизацию белорусского рубля в этом году предполагается выделить 1,5 млрд рублей. Однако, и это еще раз подтвердил в минувшую пятницу Виктор Геращенко, деньги пойдут только после ратификации белорусским парламентом соглашения о введении единой валюты. По этому соглашению с 2005 года Нацбанк Белоруссии передает полномочия эмиссионного центра Банку России.

Но депутаты белорусского парламента отказываться от финансового суверенитета не хотят, и даже минюст Белоруссии объявил, что проект соглашения не соответствует конституции страны. Нижней палате парламента предстоит рассмотреть документ 11 апреля, но уверенности в том, что он будет принят, нет. Александр Лукашенко заявил вчера в Москве, что вопрос об эмиссионном центре еще предстоит решить, причем "на равноправной основе".

Традиционно самый большой блок несогласованных вопросов связан с таможенными границами союза. Впрочем, эти проблемы, похоже, наконец урегулированы. Уже на этой неделе белорусское правительство примет постановление, предусматривающее унификацию таможенных пошлин на товары третьих стран по 3500 позициям. После этого Россия сможет наконец снять таможенные посты на границе с Белоруссией. Существующий вариант соглашения предусматривает статистическое декларирование этих товаров внутри страны.

Еще с 1 марта Белоруссия вслед за Россией ввела пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. С 15 марта ставки пошлин на нефть опять же вслед за Россией были снижены более чем в два раза. Теперь Минск добивается снижения ставок пошлин на нефтепродукты. В противном случае эксперты прогнозируют значительное снижение объемов нефтепродуктов на белорусских НПЗ.

Кстати, в Москве г-на Лукашенко ждал вчера сюрприз, который он сам назвал неприятным, -- предложение российской стороны о преобразовании постоянного комитета (правительства) союза в союзное министерство, куда будут делегироваться компетентные люди ранга замминистров. Реализация идеи будет означать не только снижение уровня этого учреждения, но и то, что «бруклинский узник» Павел Бородин просто окажется без работы (сейчас именно он фактически возглавляет постоянный комитет).

Юрий АНДРЕЕВ, Минск