Время новостей
     N°57, 02 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2001
Какая-никакая, а "Ника"
Объявлен список номинантов
На церемонии оглашения номинантов отец-основатель национальной российской премии кино Юлий Гусман пытался объяснять собравшимся журналистам, что все «слухи о гибели «Ники», о переходе ее в другие руки не более чем слухи, но перемены действительно произойдут». «Ника», по мнению Гусмана, растет, становится престижной, ее копируют многочисленные национальные премии по бизнесу, спорту, строительству и так далее. А те, кто предъявляет претензии к деятельности оргкомитета, укоряя его «Оскаром», должны учесть и возраст «почтенного дядюшки», и финансовый масштаб. Американскую киноакадемию обслуживают более тысячи человек штатного персонала, работающих весь год. В нашей -- 7 человек.

Юлий Гусман официально объявил, что с этого года и «Ника» будет иметь новую структуру. Гусман сообщил, что призвал помочь в реформе премии Игоря Шабдурасулова, имеющего большие связи с коммерческими структурами, в том числе с такими, как МДМ-банк и «Сибнефть» (эти компании были названы на церемонии). Сама киноакадемия, подчеркнул Шабдурасулов, станет «автономной некоммерческой организацией с юридическим статусом». Будут пересмотрены и списки самих академиков, может быть, изменится система голосования.

Хотелось бы и расширения самих номинаций. Отсутствие, скажем, номинации за «лучший монтаж» незаслуженно обходит столь уважаемую в мире кино профессию. Давно пора менять и «политкорректную» интерпретацию «лучшая роль второго плана», в которой объединены и женские, и мужские роли. В нынешнем году с этой номинацией и вовсе случился конфуз. Ролей второго плана, достойных наград за 2000 год, было множество -- и Андрей Панин («Свадьба», «24 часа»), и Александр Коржаков («Бременские музыканты»), и Виктор Сухоруков («Брат-2»), и Елена Морозова («Дневник его жены»), и Наталья Коляканова («Свадьба»), и Татьяна Друбич («Москва») -- список можно продолжить, но академикам милее всех актрис неожиданно показалась Анастасия Вертинская в «Бременских музыкантах», хотя в таком случае надо бы отметить и спевшую ее роль Ларису Долину. Но в «Нике» нет номинации «лучшая песня в фильме».

Академики проигнорировали «Брата-2» -- наиболее успешную в российском прокате картину, а самое большое количество номинаций получил фильм Алексея Учителя «Дневник его жены» -- 8. По 5 -- «Лунный папа» и «Русский бунт». В номинациях национальной премии критиков «Золотой овен» фильм «Дневник его жены» также занимал 8 позиций, но не получил ни одной награды.

Кто станет победителем, объявят 28 апреля, пока же известно, что «Нику» "За честь и достоинство" получит Вячеслав Тихонов.

Кинематографический год был ровным, без особых достижений. Академикам (голосовало 208 человек) было представлено 28 игровых фильмов -- достаточно средних по качеству, и какие-то претензии к списку номинантов могут быть только в частностях. Можно лишь констатировать, что по-прежнему качество режиссуры у нас не соответствует мировым стандартам. Остается надеяться, что через энное количество лет, когда другие кинематографисты будут вручать обновленную «Нику», номинантов и лауреатов 2000 года вспомнят с добродушной улыбкой. Как мы сегодня -- списки номинантов «Оскара» 20-х годов.

Лучший игровой фильм и лучшая режиссерская работа на этот раз совпали:

«Дневник его жены» Алексея Учителя, «Лунный папа» Бахтиера Худойназарова и «Нежный возраст» Сергея Соловьева.

Лучшая сценарная работа:

Анатолий Гребнев («Дом для богатых»), Ираклий Квирикадзе при участии Бахтиера Худойназарова («Лунный папа»), Дуня Смирнова («Дневник его жены»).

Лучшая операторская работа:

Юрий Клименко («Дневник его жены»), Павел Лебешев («Нежный возраст»), Сергей Юриздицкий («Русский бунт»)

Лучшая музыка к фильму:

Леонид Десятников (за «Дневник его жены» и «Москву») и Исаак Шварц («Послушай, не идет ли дождь»).

Лучшая мужская роль:

Николай Волков («Луной был полон сад»), Андрей Смирнов («Дневник его жены»), Олег Янковский («Приходи на меня посмотреть»).

Лучшая женская роль:

Екатерина Васильева («Приходи на меня посмотреть»), Чулпан Хаматова («Лунный папа»), Зинаида Шарко («Луной был полон сад»).

Лучшая роль второго плана:

Анастасия Вертинская («Бременские музыканты»), Сергей Гармаш («Нежный возраст»), Сергей Маковецкий («Русский бунт»)

Вита РАММ