Время новостей
     N°57, 02 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2001
Побег из курятника
Крупный бизнес разуверился во власти
В IV квартале прошлого года отечественных предпринимателей томили дурные предчувствия. Об этом свидетельствует платежный баланс России за прошлый год, обнародованный в минувшую пятницу Центробанком. Из данных ЦБ явствует, что в октябре--декабре 2000 года бегство капитала из страны существенно возросло. И хотя методики, измеряющие масштабы бегства, разнятся, аналитики сходятся в одном: к концу года вывозить стали гораздо больше. Для руководства России это тревожный сигнал: не так давно глава «Интерроса» Владимир Потанин заявил от лица отечественного предпринимательского класса, что о степени доверия бизнеса к власти можно судить по величине оттока капитала.

Нелегальный вывоз капитала в российской статистике традиционно ассоциируется со статьей платежного баланса «чистые ошибки и пропуски». За прошлый год величина ошибок возросла на 2,1 млрд долл. до 9,3 млрд долл. Остатки российских резидентов на текущих счетах и депозиты за рубежом увеличились на 3,6 млрд долл., сумма предоставленных торговых кредитов и авансов -- на 4,2 млрд долл., невозврат экспортной выручки и непогашенные импортные авансы -- на 5,2 млрд долл. Традиционно отрицательное сальдо по балансу услуг возросло с 4,2 млрд в 1999-м до 7,8 млрд долл. в прошлом году.

«По нашим оценкам, отток капитала в 2000 году вырос до 25--26 млрд долл. (против 20 млрд в 1999-м), -- говорит аналитик Альфа-банка Людмила Храпченко. -- Особенно тревожит то, что 30--35% оттока пришлось на четвертый квартал». Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) дает схожие цифры -- 24,5--25,5 млрд долл. за весь год и 9,3 млрд за четвертый квартал. По данным центра, в январе--феврале 2001 года вывоз капитала вырос еще больше -- до 8 млрд долл.

Чемоданные настроения крупного бизнеса эксперты объясняют сочетанием сразу нескольких факторов. «В конце года все ожидали падения цен на нефть», -- напоминает заместитель руководителя ЦМАКП Елена Абрамова. Это могло подтолкнуть нефтяников к созданию запасов на черный день.

Ничего хорошего не ждали предприниматели и от государства. «К четвертому кварталу стало ясно, что резкого снижения налогового бремени не произойдет», -- констатирует г-жа Храпченко. К тому же деловое сообщество стало подозревать, что правительство не договорится с Парижским клубом о реструктуризации долга, и деньги на непредусмотренные в бюджете платежи государство возьмет у экспортеров. Наконец, полемика между различными ветвями экономической власти ясно показала, что в руководстве страны нет согласия ни по поводу структурных реформ, ни по поводу макроэкономической политики.

Под конец года снизилась и инвестиционная активность крупных компаний, которую в предшествующие месяцы поддерживала экспансия сырьевых экспортеров, скупавших активы на внутреннем рынке. К четвертому кварталу «Сибал» уже установил контроль над Горьковским автозаводом и Павловским автобусным заводом, «Северсталь» -- над Уральским автозаводом и Заволжским моторным заводом, а ТНК -- над ОНАКО. После того как привлекательных объектов для поглощения стало меньше, снова заявила о себе застарелая болезнь отечественной экономики -- отсутствие критической массы привлекательных инвестиционных проектов.

Учитывая, что большую часть прошлого года реальные процентные ставки в стране были отрицательными, эксперты называют такое поведение крупного бизнеса совершенно рациональным. «Возвращая валюту в страну, экспортер вынужден держать деньги в ненадежном банке, который из-за отсутствия доходных инструментов не может платить ему нормальный процент», -- говорит содиректор инвестиционной компании Brunswick UBS Warburg Денис Родионов.

Владимир ФЕДОРИН