Время новостей
     N°40, 06 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2001
Импортеров ожидают новые сюрпризы
А пока на таможне наступила «передышка»
Таможенный кризис, казалось, миновал. Пресловутый приказ ГТК №67, зачисливший практически весь импорт в категорию товаров «группы риска», был заменен более лояльным к импортерам одноименным приказом №155. Однако ситуация на таможенном пространстве может вновь измениться. По данным «Приличных денег», ГТК намерен резко сократить число таможенных складов и ограничить количество пропускаемых через них транспортных средств.

Последнее время в действиях ГТК явно прослеживается желание сократить количество таможенных терминалов. Так, в январе в Москве и области были закрыты 30 складов, а в ближайшее время, по данным агентства РБК, их общее количество предполагается сократить с 460 до 70. Как сообщил нашему корреспонденту начальник пресс-центра Центрального таможенного управления (ЦТУ) Виктор Соколов, «действительно, в настоящее время только 70 таможенных складов отвечают требованиям, предъявляемым к этим организациям со стороны ГТК». Однако подтвердить слухи о грядущем сокращении складов до определенного уровня таможенник отказался.

Между тем из близкого к ГТК источника «Приличным деньгам» стало известно, что уже готов приказ, согласно которому число складов по всей России будет фиксированным. Более того, таможенники собираются четко закрепить в новом приказе количество транспортных средств, которое склад может пропустить в сутки. «Сейчас этот документ находится на согласовании в Минюсте», -- сообщил источник. По мнению опрошенных нами импортеров, если это реально произойдет, то на пути импорта возникнет новый административный барьер.

Пока же ситуация на таможне, в течение двух месяцев напоминавшая частичный паралич, понемногу нормализуется. Напомним, что проблемы с задержкой товаров начались еще в конце прошлого года, когда таможенные счета были переведены в казначейство: чиновники не успевали обслуживать счета импортеров, что вызывало задержки с растаможиванием грузов (см. «Приличные деньги» от 25 января). Как оказалось, это было только начало сокращения потока импортных товаров.

В январе начал действовать приказ ГТК №67 «О порядке проведения согласованных решений о выпуске товаров в свободное обращение». Его цель состояла в ограничении «серого импорта», когда товар ввозится под фиктивным наименованием в расчете на более низкие пошлины: например, чтобы платить не 15%, а 5%, компьютеры в таможенной декларации указывают как компьютерные комплектующие, а пиво -- как минеральную воду.

Приказ установил обширный список «подозрительных товаров», которым грозила проверка с пристрастием: выгрузка, осмотр, проверка документов. Кроме того, товары из «группы риска» окончательно выпустить «в свободное обращение» имел право только начальник таможни. В разряд подозрительных среди прочего попали практически все продукты питания. Разумеется, такой нагрузки не мог выдержать ни один таможенный пост и тем более конкретный начальник.

К середине февраля таможенникам пришлось все-таки смягчить свою позицию. На смену приказу №67 был выпущен новый приказ с одноименным названием, под номером 155, что несколько разрядило ситуацию. Сегодня право выпускать товар в обращение получили начальники таможенных постов. Кроме того, из группы риска выведены почти все продукты питания, а это одна из основных категорий российского импорта. Поскольку эти товары перестали досматривать «с пристрастием», количество грузов, подлежащих обязательной проверке, сократилось, и таможенные склады немного разгрузились.

Не менее важной проблемой был явно дискриминационный пункт 8 приказа №67. Согласно ему, в перечень «рисковых» включались «товары, прибывшие в адрес участников ВЭД, в отношении которых ранее заводились дела о нарушении таможенных правил». В новой редакции приказа эта формулировка претерпела существенные изменения. В категорию «рискованных» получателей попали только те, в отношении которых в настоящий момент действуют санкции ГТК.

В остальном новый документ мало чем отличается от предшественника. Так, меры дополнительного контроля по-прежнему предусматривают, что при наличии противоречий или помарок в документах груз считается «рисковым». В эту категорию также попадает груз, на который заполнено две декларации, или когда по одной декларации товар распределяется на две машины. «Рисковой» считается и погрузка в один автомобиль разных категорий товаров. Последнее, как жалуются импортеры, породило существенный транспортный дефицит.

Пытаясь выправить ситуацию, ГТК сильно напугал импортеров: приказы сменяют друг друга столь стремительно, что импортеры и таможенные брокеры уже не знают, какие изменения их ждут завтра. Однако чиновники на этот вопрос отвечают однозначно. Как сказал в интервью нашему корреспонденту начальник пресс-центра ЦТУ Виктор Соколов, «все нововведения будут направлены на ограничение «серого импорта».

Судя по всему, эта борьба действительно привела к увеличению доли «белого» импорта. Оборотная же сторона медали -- общее сокращение импортных потоков. К примеру, по официальным данным ЦТУ, количество грузов, проходящих через эту организацию в январе, сократилось по сравнению с январем прошлого года на 24%. Зато таможенные платежи с одной грузовой декларации возросли в среднем с 4,8 тыс. долларов до 7,4 тыс.

Если же сведения о дальнейшем сокращении таможенных складов подтвердятся, то падение импорта может продолжиться.

НАТАЛЬЯ АБРАДУШКИНА, ДЭМИС ПОЛАНДОВ