Время новостей
     N°196, 20 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.10.2003
Как улетают самолеты
Счетная палата вскрыла увод активов из «Домодедовских авиалиний»
Счетная палата установила, что руководство "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ), контрольный пакет акций которых закреплен за государством, неправомерно вывело из своей компании 93% активов. Руководство ДАЛ считает выводы аудиторов Счетной палаты ошибочными, но от комментариев по сути выдвинутых обвинений воздерживается.

Пресс-служба Счетной палаты в прошлую пятницу распространила результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности ДАЛ. Как выявила проверка, в июле прошлого года стоимость основных средств авиакомпании составляла 289,1 млн руб., а к апрелю текущего года эта сумма сократилась до 20,6 млн руб. (т.е. уменьшилась на упомянутые 93%). Среди прочего имущества ДАЛ лишилась всех своих самолетов. Впрочем, в реальности она продолжает эксплуатировать те же самые 18 самолетов, что и раньше. Только теперь авиакомпания арендует эти машины у сторонних фирм, на которые они зарегистрированы.

По мнению аудиторов, для отчуждения имущества компании, более половины акций которой принадлежит государству, был применен механизм "создания искусственной задолженности авиакомпании перед рядом предприятий на сумму 417,6 млн руб.". С этой же целью, утверждается в документе, авиакомпания заключила "экономически нецелесообразный договор по использованию стоянок воздушных судов" с международным аэропортом Домодедово.

Аудиторы пишут, что это произошло из-за "отсутствия действенного контроля со стороны государства в органах управления авиакомпании". В результате, считают они, финансовое состояние компании стало "крайне неустойчивым". "Отчуждение имущества общества было осуществлено в нарушение программы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ, в связи с чем, в соответствии с Гражданским кодексом, оно может считаться юридически ничтожным", -- заявила Счетная палата.

Вопрос о собственности ДАЛ и управлении ею довольно сильно запутался в последние два года. До того ДАЛ была на 100% государственной компанией. Но в 2001 году ее генеральный директор Александр Акимов провел приватизацию, распределив около половины акций по закрытой подписке среди трудового коллектива. Эта приватизационная операция не была признана Минимущества, в управлении которого остался контрольный пакет акций ДАЛ в размере 50,04%. Г-н Акимов ушел в отставку. Но распределенные им акции не вернулись в казну. Основная их масса сконцентрировалась в нескольких офшорах, близких к гендиректору «Центрального инвестиционного агентства» Дмитрию Копьеву и ханты-мансийской авиакомпании Utair.

В апреле 2002 года, собрав в своих руках 49,68% акций ДАЛ, новые акционеры попытались захватить контроль над компанией, но не нашли понимания у Минимущества. При поддержке чиновников генеральным директором ДАЛ стал Андрей Маслов, выходец из группы компаний «Ист Лайн» (эта группа управляет аэропортом Домодедово, в котором базируется ДАЛ). Представителям г-на Копьева вход в офис ДАЛ был закрыт. Группа «Ист Лайн», впрочем, всегда опровергала слухи, что именно она срежиссировала смену власти в ДАЛ.

Пресс-секретарь ДАЛ Петр Худолей вчера отказался комментировать газете «Время новостей» выводы Счетной палаты. При этом г-н Худолей сослался на то, что еще не видел официальных результатов проверки и не имел случая обсудить эту тему с генеральным директором ДАЛ Андреем Масловым. Г-н Худолей, однако, сказал, что аренда воздушных судов широко используется в авиационном бизнесе, и нет ничего необычного в том, что и ДАЛ прибег к подобной схеме.

Источник, близкий к группе компаний «Ист Лайн», заявил газете «Время новостей», что, по его сведениям, руководство ДАЛ передало воздушные суда в номинальную собственность других фирм, чтобы избежать опасности ареста этого имущества кредиторами. Этот источник отрицал, что самолеты сейчас принадлежат компаниям, аффилированным с группой «Ист Лайн». По его словам, «Ист Лайн» действительно использует четыре грузовых самолета Ил-76, ранее летавших под флагом ДАЛ. Однако «Ист Лайн» лишь арендует эти самолеты у ДАЛ или ее дочерних структур.

Петр Худолей согласился с корреспондентом газеты «Время новостей», что пятничное заявление Счетной палаты, безусловно, не укрепляет деловую репутацию ДАЛ. Г-н Худолей, однако, сказал, что руководство авиакомпании еще не решило, как реагировать на это заявление.

Михаил КУКУШКИН