Время новостей
     N°195, 17 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.10.2003
"Десятке" дали три года
В 2006 году ВАЗ-2110 снимут с производства
Век модели ВАЗ-2110, считавшейся не только самым рентабельным автомобилем Волжского автозавода, но и получившей славу «топ-модели на витрине «АвтоВАЗа», подходит к концу. Производство семейства «Классика» (2105/07) будет продолжаться до 2007 года, а модели ВАЗ-2110/11/12 будут сняты с заводских конвейеров уже в 2006 году. Об этом стало известно из проспекта эмиссии облигаций «АвтоВАЗа», опубликованного на сайте ВТБ. Средства от размещения бумаг планируется направить на производство и запуск в серию моделей нового ряда, которые представляют собой ту же, но слегка модернизированную «десятку». Однако, по оценкам экспертов, новые разработки завода к моменту их запуска уже успеют устареть и останутся далеки от потребительских идеалов, несмотря на то что будут качественнее и безопаснее своих предшественников.

Как известно, в этом году «АвтоВАЗ» уже прекратил сборку автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2104 (последняя модель передана на «Ижмашавто»). Теперь очередь дошла и до тех автомобилей, которые до сих пор считались лицом Волжского завода. Через четыре года из всего сегодняшнего модельного ряда завода останутся лишь автомобили семейства «Самара-2», которые со следующего года будут полностью выпускаться модернизированными под нормы безопасности «Евро-2». Программа по смене моделей была разработана еще в 2001 году, говорится в проспекте эмиссии, ее реализация должна завершиться к 2012 году. Из документа следует, что на первых порах предприятие планирует сохранять свою нишу на рынке путем косметического обновления старых разработок.

«Десятку», начиная со следующего года, сменит обновленная версия ВАЗ-2170, которая выйдет на проектную мощность (230 тыс. авто в год) к 2007 году. По словам главного дизайнера «АвтоВАЗа» Евгения Лобанова, по своему позиционированию на рынке эта модель предназначена для категории покупателей престижных автомобилей. Однако аналитики полагают, что сроки запуска этой модели затянулись и она уже сейчас является устаревшей. Тем не менее проект рассчитан на максимальное количество потенциальных покупателей -- предполагается, что эта модель будет выпускаться в комплектациях «стандарт», «норма», «люкс», что значительно расширит сегмент потребителей.

То, что ВАЗ-2170 -- это вчерашний день, видимо, осознают и на заводе, где «десятке» начали готовить сравнительно более достойную смену: к 2007 году должна появиться модель на новой платформе класса С -- ВАЗ-2116, которая пока существует только в виде проектных разработок. С 2010 года автозавод намерен выпускать по 220 тыс. таких машин в год. К этому времени планируется также освоить производство автомобиля класса B1 и к 2012 году довести его производство до 150 тыс. машин в год.

«Классику» сменит новейшее семейство автомобилей класса B -- ВАЗ-2118 "Калина", серийный выпуск которых начнется с 2005 года, а выход на проектное производство (220 тыс. машин в год) намечен на 2008 год. Как уверяют на «АвтоВАЗе», с технологической точки зрения это будет принципиально новый качественный продукт -- при создании «Калины» будут использоваться 25 новых материалов, оснащенный системой электронного управления впрыском топлива и зажиганием двигатель, соответствующий самым жестким требованиям по токсичности, и т.д.

Тем не менее и эксперты, и вазовцы не скрывают, что принципиально новый продукт по качественным характеристикам и потребительским свойствам заводу сейчас не под силу. Конкурентоспособной модели у ВАЗа нет и, как следует из программы, не предвидится как минимум до 2012 года. Причин этому несколько, прежде всего отсутствие денег и технологий, а также необходимость постоянно укладываться в рамки наиболее оптимальных для покупателей ценовых параметров. Кстати, все новые модели завода сориентированы на ценовой диапазон 6--10 тыс. долл. (сейчас автомобили «ВАЗ» стоят от 3,5 до 6,5 тыс. долларов).

Возможно, новые идеи у автозавода появятся в результате сотрудничества с иностранными партнерами. «АвтоВАЗ» уже сотрудничает с GM, выпуская на совместном предприятии внедорожник Chevy Niva. Технологии, перенесенные американцами на новый вазовский джип, были использованы и при проектировке «Калины». Не исключено, что при производстве ВАЗ-2116 будут заимствованы технологии Opel Astra, производство которой начнется на совместном с «АвтоВАЗом» предприятии уже со следующего года.

Яна ВИКТОРОВА