Время новостей
     N°40, 06 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2001
Приемы против лома
Советы жертвам третьего транспортного кольца
В начале года владельцы тысяч московских гаражей, расположенных на линии сооружения третьего транспортного кольца, вздохнули с облегчением. Из-за трудностей с финансированием, возникших у столичных властей в результате введения второй части НК, строительство на ряде участков трассы заморожено. Однако облегчение автомобилистов -- временное: «стройка века» неизбежно возобновится, и тогда угроза ликвидации любимой недвижимости вновь станет «грубой и зримой». Стоит использовать передышку и спокойно подумать, как получить от городских властей достойную компенсацию за понесенный во имя прогресса ущерб. На эту тему с корреспондентом «Приличных денег» беседует действительный член Академии юридических наук, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека РФ Леонид Ольшанский.

-- Вся московская земля принадлежит государству. А использующие ее владельцы недвижимости -- всего лишь арендаторы. То есть город в любой момент может затребовать свою землю обратно. Во время строительства третьего кольца сложилась как раз такая ситуация: столица требует освободить землю. Что же делать хозяевам гаражей -- безропотно подчиниться?

-- Земля государственная, но сама постройка -- это уже частная собственность. Поэтому решение о том, сносить гараж или не сносить, может вынести только суд. Даже если муниципальные власти будут апеллировать к какому-нибудь постановлению московского правительства или распоряжению мэра, сносить ваш гараж или гаражный кооператив без решения суда они просто не имеют права. К тому же по закону власти обязаны предоставить владельцу эквивалент постройки в «натуральном выражении» -- новый гараж. Или же выплатить денежную компенсацию, если владелец согласится.

-- Из чего же исходят власти, оценивая размер компенсации?

-- Из оценки БТИ. То есть оценят ваш гараж, грубо говоря, в три копейки. Как правило, специалисты БТИ просто меряют стены, не учитывая ни внутренней отделки, ни наличия современных ворот или погреба. За гараж, который реально стоит 5--8 тыс. долларов, вам предложат 500 долларов, а ракушку вообще оценят в тысячу рублей. Поэтому лучше скинуться с соседями по гаражу и пригласить независимого оценщика. Но даже если БТИ все-таки успело вас «обмерить», не огорчайтесь. Потому что в случае возникновения противоречий решение все равно примет только суд. Наряду с данными БТИ он будет обязан учесть результаты независимой экспертизы.

Самый простой вариант -- просто потребовать эквивалент. Если ваш гараж был кирпичным, значит, и новый тоже должен быть из кирпича. С такой же дверью, с таким же погребом. И, естественно, в том же районе. Разумеется, собственник вправе согласиться и на место в многоэтажном гараже -- вариант, зачастую предлагаемый властями в качестве компенсации. Только за основу все равно разумно взять оценку независимой экспертизы, а не БТИ, иначе за место в новом гараже придется доплатить, и немало.

В любом случае свою собственность имеет смысл отстаивать. Тем более что очень часто «под соусом» третьего кольца власти забирают землю под рынки, базы, торговые павильоны. К примеру, недавно на территории управы «Басманная» вскрылась такая «липа». Автомобилистам говорили, что на месте их гаражей пройдет трасса. А потом выяснилось, что этот кооператив в зону строительства третьего транспортного кольца не попадает. И вместо автодороги там собираются строить палатки.

Однако что бы там власти ни строили, подход у собственника должен быть один и тот же: вы забираете у меня недвижимость -- дайте мне эквивалент. А если не хотите, то бегайте за мной по судам.

Кстати, самим гражданам не стоит торопиться подавать в суд. С юридической точки зрения в этой ситуации возникает законный истец -- фирма, занимающаяся строительством. Значит, она и должна затевать судебное разбирательство. Только ни ей, ни властям это не выгодно. Почему? Все просто. Как правило, после заключения договора с московским правительством подрядчик берет под этот договор банковский кредит. Под проценты. Как можно этот кредит вернуть? Только продав то, что построил. А если им не удается снести гаражи и продолжить строительство, значит, не удастся и кредит вернуть вовремя. Подавать на вас в суд фирма вряд ли будет, потому что судебное разбирательство может затянуться на годы. Или даже на десятилетия, ибо судиться придется с каждым «гаражом» в отдельности, а не со всем гаражным кооперативом одновременно. Поэтому в данной ситуации и властям, и строительной фирме гораздо легче просто выполнить все требования хозяина гаража. Неудивительно, что, насколько мне известно, ни власти, ни строители не затеяли еще ни одного «гаражного» дела по собственной инициативе. Фактор времени -- важнейшее ваше оружие.

-- Предположим, возвращается автомобилист с работы, а рядом с его гаражом стоят люди с лопатами и требуют «очистить помещение». Что тогда?

-- В соответствии с ГК РФ (статья 14 «Самозащита гражданских прав») собственник может защищать свое имущество. Главное, чтобы оборона не переросла в нападение. Допустим, на вас идет строитель с ломом. Вы тоже можете быть с ломом или с собакой. Но если вы выкатите пулемет, то это уже уголовно наказуемо. В любом случае стоит позаботиться о присутствии свидетелей, чтобы впоследствии можно было доказать, что ваши действия оставались в рамках закона.

Если же строители или работники милиции и районной управы без решения суда начнут что-то ломать, то их ждет статья 286 УК «Превышение должностных полномочий».

Как только на ваш гараж наклеили объявление, что через неделю его будут сносить, пишите жалобу прокурору. По закону, для того чтобы осуществить снос вашей собственности, необходимы три вещи: решение суда, исполнительный лист и присутствие судебного исполнителя. Если хоть что-то из этого перечня отсутствует -- сносить ваш гараж не имеют права.

Беседовала ЮЛИЯ ТИХОНОВА