Время новостей
     N°56, 30 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2001
Новые похождения лисы Алисы и кота Базилио
Идеальные мошенники две недели пудрили мозги телезрителям
Новый сериал на НТВ «Идеальная пара» создавался с учетом социологических данных, согласно которым публика желает видеть на экране молодых, красивых, успешных и хорошо одетых героев. Социология, конечно, не панацея, народ говорит, что хочет молодых-красивых, а любит первых, самых не глянцевых «Ментов». Или даже лаконичного генерала Булдакова, на которого ни одного социологического рецепта никогда выписано не было. Тем не менее заказчики исследование оплатили, социологи его провели, осталось эти потенциальные желания телеаудитории воплотить.

«Идеальная пара» -- продукт диетический, состряпанный по научным рекомендациям, однако не съедобный. В главных ролях заняли артистов способных, но малораскрученных, не примелькавшихся. И это единственный плюс картины. Алла Клюка и Александр Балуев были призваны сыграть очаровательную парочку мошенников, озорующих от страсти к приключениям, а не корысти ради и не от испорченности натуры. Однако фантазии сценариста оказалось совершенно не под силу обучить молодых людей замысловатым и изящным каверзам, которые показали бы их ум, азарт и любовь к риску. Зато их нагрузили приспособлениями, не менее хитроумными и правдоподобными, чем у мистера Бонда, но куда более скудными в визуальном отношении. Герои не летают, не стреляют и не плавают -- это было бы дорого для скромного телесериала, зато они с ужимками телефонных хулиганов подслушивают, подражают чужим голосам, перехватывают звонки и прочее. Кроме того, наши новоявленные лиса Алиса и кот Базилио отличаются страстью к переодеванию: они меняют внешность с легкостью актеров варьете, при этом парики, накладные носы, брюшки и усики стойко удерживаются на своих местах, несмотря на самое небрежное обращение с их хозяевами. Изменив внешний вид, герои -- в отличие от исполнителей, талантливых актеров, -- не имеющие больших способностей к лицедейству, начинают ужасно фальшивить. Чтобы уберечь милых, но ограниченно одаренных мошенников от неизбежного разоблачения, авторы фильма сделали их противников круглыми идиотами (вроде героев «Маски-шоу») и заставили хороших и известных артистов нелепо кривляться и неестественными голосами произносить текст, от которого кровь стынет в жилах. Например, однажды наши неунывающие герои надели майки с надписью НТВ и отправились собирать компромат на кандидата в мэры небольшого городка. Горожане, видимо давно убежденные, что на телевидении работают одни кретины, в официальной миссии ряженых не усомнились. А будущий мэр охотно предоставил в распоряжение мнимых журналистов набор пороков, достойных императора Нерона, -- интриговал, дебоширил, бил подчиненных, напивался как свинья, а в довершение грехов оказался тайным садистом и, несмотря на грядущие выборы, не мог отказать себе в удовольствии ежедневно гонять кнутом голых баб в подвале.

Чтобы не терять симпатий телезрителей, милые мошенники обречены дурачить исключительно негодяев -- фальшивомонетчиков, магов, рэкетиров и прочих нехороших людей. Хороших людей в связи с этим в сериале нет, как нет вообще никакой реальной жизни, ее деталей, бытовых примет. Картинка мира получается искусственная, но зато красивенькая и вполне цельная -- все, мол, цепочка обманов, и побеждает в них тот, на чьей стороне симпатии сценариста. Поэтому единственным непобедимым соперником остается партнер -- ибо друг друга мошенники, естественно, тоже охотно водят за нос, до тех пор пока горячее чувство не пробудит искру благородства в их сердцах.

Режиссером этого сериала является Алла Сурикова -- как бы ни относиться к ее фильмам, -- умеющая делать зрительское кино. А продюсером -- Владимир Досталь, чей самый большой успех -- суперудачный прокат фильма «Ширли-мырли» на заре нового времени -- создал ему славу умелого предпринимателя. Почему эти два профессионала выдали продукцию такого дивного качества -- вопрос. Казалось бы, они первые могли хотя бы определить возможности сценария и уровень сюжетных ходов и уже не портить пленку. Но похоже, что сегодня качество просто не волнует отечественных производителей. Любую чушь в виде сериала канал все равно поставит в сетку, соберет положенное количество рекламы, а больше ничего и не надо. Бюджет сериала не слишком велик, тут главное -- непрерывность процесса, а чуть лучше или чуть хуже получится, роли не играет. Практика показала, что шедевры рождаются столь редко, что на них ставку при поточном производстве делать нельзя. Национальный же характер устроен так, что если не шедевр, то вообще все пошло на фиг и не надо стараться. Тем более никто и не требует -- телезритель пассивно обеспечивает минимальный рейтинг, канал деньги уже вложил, а режиссеру важнее всего не потерять темп.

В отсутствие ОТК и привычки уважать собственный труд иного и быть не может. В прежние времена, когда актеры еще «служили» в театрах, заработки на радио или телевидении назвали «халтурой». Тогда это было большей частью просто цеховым термином. Теперь стало сутью.

Алена СОЛНЦЕВА