Время новостей
     N°191, 13 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2003
Минтранс спасает Волгу
Новая плотина отодвинет "разрыв" реки на две части на 75 лет
Министерство транспорта России завершает подготовку проекта по строительству низконапорной плотины на Волге в районе Городца в Нижегородской области. О том, что уже определен срок начала строительства гидроузла, способного спасти от окончательного обмеления крупнейшую водную артерию страны, заявил в субботу в Нижнем Новгороде министр транспорта Сергей Франк, прибывший на празднование 160-летия судоходной компании "Волжское пароходство".

Решение о строительстве в районе села Большое Козино Нижегородской области низконапорной плотины со шлюзом, совмещенной с автомобильным мостом, было принято на коллегии Минтранса 22 января. Проектные работы осуществляли специалисты Волго-Вятской академии водного транспорта. Плотину начнут возводить в 2005 году, на строительство столь мощного гидросооружения потребуется около трех лет. Сергей Франк отметил, что плотина обойдется бюджету в сумму чуть более 10 млрд руб. и этот уникальный проект не только решит проблему сохранения реки, но и снимет с повестки дня вопрос о подъеме уровня воды в Чебоксарском водохранилище до 65-метровой отметки. В результате существенно улучшится судоходное состояние участка Нижний Новгород--Балахна, а небольшой подпор ослабит скорость течения и практически прекратит глубинную эрозию русла и сопровождающую ее «посадку» уровня воды. Но главное, достижение 65-метровой отметки позволит в течение шести-семи часов в сутки поддерживать единую для трассы Астрахань--Москва--Санкт-Петербург транзитную глубину 3,5--4 метра.

В результате, по словам министра, "разрыв" Волги на две части отодвинется как минимум на 75 лет. Именно неутешительный прогноз специалистов о снижении уровня воды в реке до 1,4 м к 2008 году и возможность полного прекращения судоходства заставили правительство начать строительство плотины. Дело в том, что в районе Городецкого гидроузла размывается дно реки и, соответственно, снижается уровень воды. В итоге за 48 лет работы гидроузла Волга в районе Городца--Балахны «просела» почти на метр. Мелководье на участке отражается на работе грузового флота -- из опасения сесть на мель суда ходят недогруженными в среднем на 30%, судоходные компании терпят убытки. Суда же, занятые на перевозках туристов, могут проходить опасный участок лишь один раз в сутки -- утром, в период интенсивного сброса воды через Городецкую ГЭС.

Григорий КОТОВ, Нижний Новгород