Время новостей
     N°191, 13 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2003
«Проблемы миграции в Тибете нет»
Председатель правительства Тибетского автономного района Китая Джампа ПХУНТСОГ (в китайской транскрипции его имя читается как Сянба Пинцо) рассказал российским журналистам, среди которых был корреспондент газеты «Время новостей», о современных проблемах развития Тибета.

-- Старый Тибет был теократическим феодально-рабовладельческим обществом. В 1951 году Тибет был мирно освобожден, в 1959 году началась реформа. С тех пор он движется из тьмы к свету, от отсталости к прогрессу, от бедности к богатству, от замкнутости к открытости. Под руководством компартии Тибет разительно изменился: налицо экономическое развитие, социальный прогресс, национальное сплочение, прочность границ, массы мирно живут и радостно трудятся. Сейчас наступил лучший период в истории развития Тибета. Под руководством партии и важных идей «тройного представительства» (компартия представляет передовые производительные силы, передовую духовную культуру и коренные интересы народных масс. -- Ред.) все жители Тибета преисполнены веры в лучшее будущее.

-- В конце 1980-х -- начале 1990-х годов нынешний лидер Китая Ху Цзиньтао прошел в Тибете один из важнейших этапов своей политической карьеры. Ощущаете ли вы его особое внимание к вашему региону?

-- Товарищ Ху Цзиньтао работал в Тибете в период трудностей, когда из-за влияния группировки далай-ламы ситуация была нестабильной, происходили волнения. Прибыв в Тибет, товарищ Цзиньтао выдвинул программу «одного центра, двух больших дел и трех обеспечений». Он призвал поставить в центр экономическое развитие и обеспечить стабильность в обществе, быстрый рост экономики, повышение уровня жизни населения. Этот курс утвержден центральными властями в качестве руководящей идеи для работы в Тибете.

У товарища Цзиньтао высокий уровень руководительских способностей, у него искренние и глубокие чувства к тибетскому народу. Он отдавал все силы работе, за что снискал настоящую любовь тибетцев. Приведу такой пример. В прошлом году в Тибете состоялись выборы депутатов Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и делегатов 16-го съезда КПК. Избирательный участок товарища Цзиньтао у нас в Тибете, на двух выборах -- на сессию ВСНП и на партсъезд -- он получил 100% голосов. Нам такого не добиться, я на выборах недосчитался немалого количества голосов. Перейдя на работу в центр, товарищ Цзиньтао продолжает заботиться о Тибете. На сессиях ВСНП и партсъездах он обязательно встречается с тибетскими делегатами, участвует в работе их секции. После 1989 года ЦК КПК провел четыре совещания по проблемам развития Тибета, на которых была сформирована политика по этому вопросу. Третье и четвертое совещания прошли под эгидой руководителей третьего поколения с активным участием товарища Цзиньтао. Нынешний успешный период в развитии Тибета отражает заботу представителей центрального руководства различных поколений, включая заботу товарища Цзиньтао.

-- По мере развития инфраструктуры Тибет становится все более доступным для жителей внутренних районов страны. Как это повлияет на межнациональный баланс между ханьцами (собственно китайцами) и коренными тибетцами?

-- Демографический аспект учитывается в качестве важной части плана социально-экономического развития Тибета. По последней переписи населения из 2,66 млн человек, проживающих ныне в Тибете, более 92% составляют тибетцы. В эту цифру не входят тибетцы, уехавшие в другие районы Китая учиться или заниматься бизнесом, но в нее входят приезжие из внутренних районов, занимающиеся бизнесом в Тибете. Есть и другой вариант подсчета -- по прописке. Тогда население Тибета составляет 2,55 млн, из них тибетцев более 95%. Сейчас рождаемость в Тибете составляет 18 человек на тысячу, смертность -- шесть на тысячу, прирост населения -- 12 на тысячу. Чистый прирост населения составляет 30 тысяч человек в год, эта цифра учитывает как новорожденных, так и приток населения из других районов. Особенность Тибета в том, что у нас не проводится политика ограничения рождаемости, особенно в сельских районах. Но мы пропагандируем идею повышения образовательного уровня населения, улучшения здоровья.

Я думаю, что больших изменений в демографической структуре не будет. Проблемы миграции у нас в Тибете нет. Об этом очень тревожатся иностранные СМИ, в особенности западные, но они раздувают проблему, которая в действительности не существует. Тибет расположен на высокогорье, здесь недостаток кислорода и суровые природные условия, ханьцам из внутренних районов тяжело по-настоящему обосноваться здесь. Да и государство никогда не выдвигало план перемещения населения в Тибет. Ханьцы и представители национальных меньшинств приезжают сюда на работу, занимаются бизнесом, к нам прибывает немало туристов. По мере продвижения политики реформы и открытости, строительства железной дороги, количество перемещающегося населения будет возрастать, вырастет и население. Но проблемы миграции не будет, не вырастет и число людей, пытающихся постоянно обосноваться в Тибете. Будет идти главным образом естественный прирост населения, а его темпы не так и высоки.

-- Но все же без привлечения рабочей силы извне вам не обойтись?

-- Сейчас центральное правительство выделяет большие средства на освоение западных районов. Для реализации ряда крупных проектов в Тибете действительно требуется большое число рабочих рук. Качество рабочей силы в Тибете недостаточно, технические специалисты приезжают в основном из других районов Китая. Тибет был раньше замкнутым обществом, но в условиях рыночной экономики прежняя закрытость неприемлема. Правительство ТАР приветствует создание бизнеса, привлечение инвестиций извне. При этом мы прилагаем усилия для повышения уровня квалификации местной рабочей силы. Мы предоставляем льготы в налогообложении и других областях для поощрения трудоустройства местных рабочих.

-- При всех достижениях Тибет остается дотационным регионом. Когда, по вашему мнению, он сможет выйти на финансовое самообеспечение?

-- Последние девять лет темпы роста ВВП Тибета составляли более 12%, что немало по общенациональным меркам. Однако собственная база очень мала, объем ВВП составляет лишь 15,7 млрд юаней. Рост происходит благодаря крупномасштабным дотациям центрального правительства и помощи из других регионов. У нас нет графика выхода на самообеспечение, но мы прилагаем все усилия, чтобы двигаться в этом направлении. Мы наращиваем экономическую базу, формируем новые точки экономического роста и осуществляем подготовку кадров, создаем финансово самоокупающиеся предприятия. В последние годы мы добились в этом заметных успехов. Площадь Тибета составляет 1,2 млн кв. км, у нас большие запасы природных ресурсов в пересчете на душу населения, а это открывает путь к самообеспечению. Когда Дэн Сяопин встречался с бывшим президентом США Картером, он сказал, что Тибет не только в состоянии добиться самообеспечения, но внести вклад в развитие всей китайской нации.

-- Насколько эффективно расходуются поступающие в Тибет дотации?

-- Государственная казна выделяет средства на поддержку слаборазвитых районов на западе страны. Но мы помним, что эти деньги поступают из кармана налогоплательщиков, и знаем, что во внутренних районах Китая есть немало своих трудностей -- там безработица, велика потребность в экономическом развитии. Однако они откликнулись на призыв ЦК партии заботиться о политике, об общей ситуации, о национальном сплочении, о совместном процветании. На основании понимания этого они стали бескорыстно помогать Тибету -- окраинному национальному району. Местное партийное руководство, правительство и весь народ Тибета понимают, что эти деньги достаются нелегко, мы стараемся эффективно тратить каждую копейку. Центр и помогающие нам партнерские регионы и организации могут видеть не только расходование средств в процессе строительства, но и те реальные блага, которые принесли эти проекты тибетскому народу. Будь то первоначальные 43 проекта центрального правительства, последующие 62 или нынешние 117 -- они уже начинают играть свою роль, их результаты очевидны. Я чувствую, что в центре довольны, довольны и наши партнеры из провинций и городов. Конечно, из-за человеческого фактора и плохого управления есть проблемы с качеством отдельных проектов, с последующей эксплуатацией объектов. Но эти вопросы существуют не только в Тибете, они есть повсюду.

Беседовал Александр ЛОМАНОВ, Лхаса--Баи--Шигацзе