Время новостей
     N°55, 29 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.03.2001
Похож на птицу из герба
Отечественный туризм стал смотреть не только за границу
Суетливая толчея, дорожные пробки от метро, отсутствие парковки и запредельная дороговизна стендов привычны для больших выставок на Красной Пресне. И открывшаяся вчера «Путешествия и туризм» (MITT-2001) не исключение. При этом мнения участников о том, отражает ли она состояние отрасли, сильно разошлись.

Президент Российской ассоциации туристических агентств (РАТА) Сергей Шпилько сказал в интервью газете «Время новостей», что MITT-2001 ознаменовала начало «эпохи великих географических открытий российского туризма». Он пояснил, что местные фирмы вновь открывают для внутренних и иностранных путешественников прелести страны. На стенде Минэкономразвития, сменяя друг друга, регионы показывают свой турпродукт, и как маршруты, так и условия проживания стали «вполне достойными». В последний год над гостиничным хозяйством страны пролился инвестиционный дождь из сотен миллионов долларов. На строительство 2--4-звездочных гостиниц идут средства не только частных лиц и иностранных хотельеров, но и, к примеру, ЮКОСа или «Газпрома».

Оптимизма РАТА по поводу выставки как «зеркала» российского туризма не разделяют в исследовательской компании «Банко», которая в нынешнем году устроила посреди малоуютной выставки не официальный стенд, а... гардероб. С усатым швейцаром и вешалками. Президент «Банко» Татьяна Дмитрова сказала газете «Время новостей», что «все равно 90% участников -- иностранные и вывозные операторы». Тем не менее она заметила, что по итогам зимнего сезона Россия оказалась в их рейтинге популярности на четвертом месте, а ее показатели превзошли предсезонные прогнозы участников рынка вдвое.

Заметно, что во внутренний туризм приходят значительные деньги. Только считать их, а значит эффективно управлять отраслью, государство пока не умеет.

На предваряющей выставку пресс-конференции замминистра Минэкономразвития Владимир Стржалковский признался, что общая статистика, формирующаяся на основе данных пограничной службы о въезде и выезде, министерство не устраивает. Еще более запутанны экономические отношения отрасли с государством. По словам замминистра, доход от въездного туризма рассчитывается «по методике ЦБ», предполагающей, что один иностранец расходует во время пребывания в России... 31 долл. в сутки. Таким образом, пояснил он, явно «недооценивается доля туризма в ВВП государства». При этом считается, что выезжающий за границу россиянин тратит на поездку около 500 долл., хотя примерно половина выезжают на один-два дня, и заметная часть суммы уходит на билеты, т.е. даже не пересекает границы. Все это позволяет «противникам отрасли» требовать ограничения выезда, вместо того, заметил замминистра, чтобы развивать туристическую инфраструктуру, гостиничное хозяйство и зарабатывать деньги.

Владимир Стржалковский не уточнил, кто такие «противники отрасли». Назвать их поименно отказался и президент РАТА, но признался, что, как это ни странно, против выездного туризма выступают некоторые исследователи отрасли, требующие отдать приоритет социальному туризму, а также ряд депутатов Госдумы, пытавшихся даже внести законопроект о взимании специальной пошлины с выезжающих россиян.

И все-таки постепенно государство изменяет свое отношение к отрасли. Даже управление делами президента, владеющее 44 пансионатами и гостиницами по всей России, объявило, что будет уделять особое внимание въездному туризму. Как заявил вчера Интерфаксу управделами Вадим Кожин, они стали развивать въездной туризм в прошлом году, а в 2001 году намерены добиться увеличения потока на 10%.

Александр ЛЕВИНСКИЙ