Время новостей
     N°187, 07 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.10.2003
Не дождетесь
Михаил Ходорковский согласен стать политзаключенным, но не политэмигрантом
После того как в пятницу работники Генпрокуратуры провели обыск в лицее-интернате «Коралово», который финансирует ЮКОС, а также в бизнес-центре компании в поселке Жуковка и находящемся в том же здании офисе депутата Госдумы Владимира Дубова, глава ЮКОСа в первый рабочий день недели собрал пресс-конференцию, на которой заявил: несмотря на действия прокуроров, страну он покидать не собирается. Г-н Ходорковский дал понять, что судьба опального олигарха Бориса Березовского его не привлекает и политическим эмигрантом нефтяник не станет.

«Обыска не было, это была попытка запугивания», -- сказал г-н Ходорковский о событиях, произошедших в пятницу. После чего добавил: «Если меня хотят выпихнуть из страны или посадить, то надо сажать, потому что политэмигрантом я не буду». Затем глава ЮКОСа сразу же добавил, что отложил командировку, в которую должен был отправиться после проходившего на прошлой неделе в Москве выездного заседания Давосского форума. Однако Генпрокуратура, активизировавшая свои действия, помешала осуществиться планам нефтяника. «Но я все равно в нее поеду», -- заверил председатель правления ЮКОСа, не уточник, куда именно планируется командировка, но обещав в субботу вернуться обратно в страну. «Если у прокуратуры есть ко мне вопросы, я в их распоряжении», -- сказал он.

Обвинения в уклонении от уплаты налогов в ЮКОСе считают профанацией. «У компании в разработке постоянно находится около 100--140 тыс. дел, в рамках которых мы спорим с налоговой инспекцией», -- считает г-н Ходорковский. Говоря о следователях прокуратуры, глава ЮКОСа заявил: «Они были счастливы, когда изымали аудиторские отчеты, которые мы публикуем в Интернете». Правда, как и раньше, он воздержался от обвинений в адрес конкретных лиц, отметив лишь, что не считает, будто президент давал «какие-то отмашки», чтобы инициировать серию уголовных дел против компании. «Речь о деньгах не идет. Когда компания платит 4 млрд долл. в год во все бюджеты, вопрос об изъятии или не изъятии средств решается при помощи налоговой системы», -- закончил свое выступление г-н Ходорковский.

В Генпрокуратуре вчера заявили, что следствие на момент обыска в «Коралово» располагало информацией о том, что именно в лицее хранилась вся документация банка «МЕНАТЕП» во время его ликвидации в 1998--1999 гг. Тогда эти документы были погружены в грузовой автомобиль, который якобы утонул во время транспортировки материалов в архив. Также следователи сообщили, что в коттеджах, находящихся на территории бизнес-центра и принадлежащих Платону Лебедеву, а также вице-президенту и акционеру ЮКОСа Михаилу Брудно, и в доме Владимира Моисеева, который курирует финансовые потоки компании за рубежом, была изъята компьютерная информация и финансовая документация о движении за границей средств как самой компании, так и частных лиц.

Между тем вчера в газете New York Times Владимир Путин проявил осведомленность о ведущихся переговорах о продаже доли в «ЮкосСибнефти» и высказал собственные соображения в связи с этим. Он порекомендовал Михаилу Ходорковскому уже на предварительном этапе переговоров вступить в контакт с властями. «Думаю, что будет правильно, если будут проведены предварительные консультации с правительством», -- сказал президент. Стоит отметить, что когда в феврале заключалась сделка между ТНК и ВР, Владимир Путин в тот же день высказал свое одобрение, а когда было объявлено о слиянии ЮКОСа и «Сибнефти», заявление по этому поводу сделал премьер-министр Михаил Касьянов.

Денис РЕБРОВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа