Время новостей
     N°186, 06 октября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2003
"Приближение минимальной оплаты труда к прожиточному минимуму «весит» три федеральных бюджета"
С 1 октября в рамках повышения на треть зарплат бюджетникам минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличен с 450 до 600 рублей. До этого же уровня доведена тарифная ставка первого разряда единой тарифной сетки (ЕТС). Однако поздравлять бюджетников рано: уровень зарплат первых восьми из 18 разрядов ЕТС по-прежнему ниже среднего по стране прожиточного минимума.

О проблемах оплаты труда бюджетников и о перспективах перехода с ЕТС на отраслевую систему начисления зарплат обозревателю газеты «Время новостей» Ирине СКЛЯРОВОЙ рассказала статс-секретарь, заместитель министра труда и социального развития Галина ПАРШЕНЦЕВА.

-- Галина Васильевна, как Министерство труда оценивает решение предоставить регионам-донорам право устанавливать в своем регионе МРОТ на уровне прожиточного минимума?

-- Действительно, в идеале минимальный размер оплаты труда в каждом субъекте федерации должен приближаться к прожиточному минимуму. При этом повышать МРОТ бесконтрольно региональные власти не смогут, сделать это можно будет только за счет средств оплаты труда, имеющихся в распоряжении региона. В противном случае при нехватке денег претензии бюджетники будут предъявлять федеральному центру. А у центра денег не будет на подобные компенсации. Поэтому закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» говорит о том, что размер и сроки введения МРОТ в субъекте РФ подлежат согласованию с правительством РФ в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер МРОТ устанавливается в субъекте РФ для всех работодателей, действующих в данном субъекте.

-- Какие регионы, на ваш взгляд, готовы установить повышенный уровень МРОТ?

-- Наверняка это сделает Москва. Она уже давно устанавливает более высокий по сравнению с федеральным уровень минимальной оплаты труда. К повышенному МРОТ всегда стремились Волгоград и Самара. Я считаю, что таких регионов будет четыре-пять; может быть, их количество достигнет десяти. Сначала правительство боялось дать регионам карт-бланш в повышении зарплат, так как опасалось массового переезда бюджетников из одного субъекта федерации в соседний. К тому же по логике равенства граждан по всей стране должна быть единая гарантированная минимальная оплата труда. С другой стороны, право регионов повышать у себя МРОТ создаст здоровую конкуренцию, повышение оплаты труда в одной области подстегнет это сделать и в других.

С 2005 года регионам станет намного проще решать проблему с повышением оплаты труда. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» передаст из федерального центра на места вкупе с дополнительными полномочиями дополнительные средства.

-- Как Министерство труда оценивает предложение Госдумы о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда и доведении МРОТ в течение четырех лет до прожиточного минимума?

-- Это закон популистский, и мы его не будем поддерживать. В законопроекте сказано, что в 2004 году МРОТ должен составить 40% от прожиточного минимума, в 2005 году -- 60%, в 2006 году -- 80% и в 2007 году -- 100%. Но источников под это в настоящее время нет и не будет в ближайшие два-три года. Поэтому такой закон чреват забастовками и иными конфликтными ситуациями. Если же лишь теоретически представить, о каких деньгах идет речь, то приближение МРОТ к прожиточному минимуму к 2007 году «весит» три федеральных бюджета.

МРОТ в размере 600 рублей составляет сегодня в среднем 21,6% от прожиточного минимума. Если же, как предлагают депутаты, в следующем году довести соотношение до 40%, то на это дополнительно потребуется 665 млрд руб. Из федерального бюджета уйдет на это 186 млрд, а из бюджета субъектов -- 479 млрд руб. Ни один субъект федерации этого не выдержит. Правительство ставит более реальные сроки приближения МРОТ к прожиточному минимуму и считает, что это произойдет не ранее 2008--2010 гг. Но окончательно это должен просчитать Минфин.

Сейчас повышение минимальной оплаты идет хотя медленными темпами, но все же ощутимо. Вспомните 1999 год, когда минимальная оплата труда была 83 руб. 49 коп. Для того чтобы повышать зарплаты, мы были вынуждены оторвать минимальную оплату труда от всех социальных выплат. Потому что если одновременно с МРОТ повышать стипендии, государственные пособия и прочие выплаты, государство просто не выдержит. Практически сразу после отрыва минимальная оплата труда возросла до 200 руб., затем до 300, с 1 мая 2002 года -- до 450 и теперь -- до 600 рублей.

-- Сколько в стране людей, которые на своем кармане ощутят октябрьское повышение зарплат?

-- Повышение в 1,33 раза МРОТ коснется тех категорий неквалифицированных работников, у которых зарплата устанавливается «не ниже минимальной»: уборщицы, скотники... Само по себе повышение МРОТ в целях оплаты труда актуально в большей степени для бывших колхозов и совхозов, то есть тружеников села. По минимуму зарплату у нас получают в стране примерно 2 млн человек. Для сопоставления, всего в стране бюджетников 11--12 млн человек, всего работающих -- 67 млн человек, пенсионеров -- 38,5 млн, детей -- 32 млн человек.

Повышение МРОТ затронет и те предприятия, где коллективными договорами установлены зарплаты в кратном отношении к МРОТ, например четыре МРОТ. Увеличение тарифной ставки первого разряда ЕТС -- всех бюджетников, чьи зарплаты исчисляются по разрядам тарифной сетки. К примеру, для работника, который трудится по ставке первого разряда, прибавка к жалованию составит 150 рублей, кто работает по пятому разряду -- 230 руб., по десятому -- 370 руб., а по восемнадцатому -- 675 рублей.

-- Когда Минтруда планирует вернуться к реформе оплаты труда по отраслевому принципу?

-- Скорее всего переход на отраслевую систему состоится с 1 января 2005 года. Из-за забастовок профсоюзов мы были вынуждены отказаться от введения отраслевой системы в текущем году. Мы с этим предложением, может быть, поспешили, не показав предварительно населению, что отраслевой подход выгоднее. Понадобится не меньше года, чтобы это объяснить. Когда люди поймут свою выгоду, они будут сожалеть, что раньше противились предлагаемой им правительством реформе системы оплаты труда. Пока что мы будем в экспериментальном и добровольном порядке переводить отрасли на новую систему, что будет служить для остальных наглядным примером. На сегодняшний день согласились участвовать в эксперименте культура, здравоохранение, образование. Однако если профсоюзы снова пойдут на забастовки, мы уделим этому самое пристальное внимание: будем прислушиваться к их мнению.

-- Рассматривается ли в качестве альтернативного варианта реформирования системы зарплат почасовой расчет?

-- Почасовая система вполне реальна, в ней есть свои плюсы. Мы рассматриваем сегодня все предложения по повышению зарплат. По подсчетам думского комитета по труду и социальной политике, который и предлагает почасовую систему, оптимальной почасовой платой в России может быть эквивалент 5 долл./час (для сравнения, в США -- 10 долл./час). Другое дело, что для этого опять же нужно изыскать средства, да и консерватизм мышления россиян в этом вопросе играет не последнюю роль.

-- Работающие граждане в России не только бюджетники, для которых повышается МРОТ и первый разряд ЕТС. Есть ли у Минтруда возможность влиять на размеры зарплат, устанавливаемых во внебюджетной сфере?

-- Среди предприятий всех форм собственности мы проводим разъяснения по поводу заключения трехсторонних коллективных договоров между работниками, работодателями и региональными властями. В этих договорах может быть установлен по соглашению сторон любой исходный уровень минимальной зарплаты или ставки разряда. Такие предприятия не нуждаются в федеральном законе, устанавливающем МРОТ, не нужно им ждать и решения региональных властей о повышении минимальной оплаты труда. По состоянию на 1 января 2003 года коллективными договорами в стране охвачено более 30 млн человек, что составляет 74% от численности работников, занятых на крупных или средних предприятиях. У нас в стране, причем не обязательно в Москве, уже есть предприятия, где официально установленная средняя зарплата рядовых сотрудников доходит до 30 тыс. рублей в месяц. А максимальная зарплата (очень высококвалифицированных рабочих) достигает 80 тыс. рублей в месяц.

***

Повышение МРОТ до 600 рублей проводится только для целей оплаты труда. Размеры штрафов, стипендий и социальных пособий по-прежнему рассчитываются исходя из величины МРОТ в 100 рублей.

Ирина СКЛЯРОВА