Время новостей
     N°55, 29 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.03.2001
Их нравы в мире чистогана
«Опасная правда» на экранах Москвы
Доморощенному самородку-программисту Майло (Райан Филлип), который протирает свои широкие штаны с накладными карманами в уставленном компьютерным «железом» гараже, выпадает счастливый билет. Его приглашают на престижную работу в мегакорпорацию NURV, где творят будущее вычислительной техники и современных систем связи. Его снабжают всем необходимым, от авторучек до автомобиля, перевозят вместе с девушкой в новые апартаменты, допускают к сверхсовременной технике -- твори, выдумывай, пробуй. Более того, сам Гэри Уинстон (Тим Роббинс), компьютерный бог, царь и герой, глава корпорации и признанный гений-рационализатор, становится персональным наставником Майло и общается с ним вполне по-дружески, на равных. И вроде бы видит в нем не просто любимчика, но самого себя двадцать лет назад. Живи да радуйся. Но когда в Силиконовой долине убивают закадычного приятеля Майло, обаятельного и принципиального азиата, который отказался принять столь же выгодное предложение и остался полуночничать в гараже, когда Уинстон объявляет об осенившем его открытии, подозрительно схожим с разработками убитого друга, когда вокруг Майло медленно сжимается круг из улыбчивых и предупредительных коллег -- тогда юный техник вспоминает о подлинной цене бесплатного сыра.

Ни одна из рецензий на фильм Питера Хоуитта «Опасная правда» (в оригинале Antitrust) не обходится без аналогий с Microsoft и Биллом Гейтсом. Но именно это кажется в фильме самым неинтересным. В конце концов, много ли в мире компьютерных могулов-монополистов? И на кого же еще может быть похож такой герой -- на Ивана Федоровича Крузенштерна? Поэтому все злободневные аналогии стоит принять как данность. И посмотреть, как обстоят дела собственно с кино.

В отличие от вполне однозначного Уинстона-Роббинса фильм Хоуитта в целом похож много на что. Темой искушения -- на «Адвоката дьявола», где душу амбициозного юриста незаметно подменяли позолоченной гнилью материального мира. Параноидальными метаниями -- на недавние «Черепа» и прочие ленты о щупальцах тотальных заговоров и тайных обществ, вход куда -- доллар, а выход -- два. Но более всего -- на социальные триллеры семидесятых годов -- на «Три дня Кондора», «Принцип домино» и иже с ними. На фильмы, в которых маленький человек бросает вызов Системе. И даже хай-тековский антураж, супернавороченные компьютеры, модные молодежные прикиды и закадровое техно пополам с примодненной альтернативой не избавляют от этого ощущения. Если бы «Опасную правду» сняли не в этом году, а лет на двадцать пораньше -- его непременно купили бы для советского кинопроката, точно так же отдублировали бы, и в «Советском экране» хвалили бы режиссера за прогрессивные взгляды и скептическое отношение к монополиям и капитализму вообще. Для настоящих ностальгирующих ценителей это чувство «дежа вю», возникающее при просмотре, дорогого стоит. Но если прелесть настоящего советского киносеанса вам чужда и вы ждете от «Опасной правды» бешеного ритма приключенческого триллера, захватывающих дух погонь и прочих жанровых радостей -- лучше посмотреть какой-нибудь другой фильм. Потому что с точки зрения увлекательности фильм Хоуитта тоже похож на некоторые американские картины, добиравшиеся до наших экранов. Иногда из них, если помните, вырезали все по-настоящему интересное.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ