Время новостей
     N°182, 30 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.09.2003
Партнерство во имя газа
СНГ и Европа накрепко соединены голубым топливом
Тридцать лет назад первый советский газ, преодолев «железный занавес», добрался да Западной Европы. За это время многое изменилось: вместо СССР образовалось Содружество независимых государств, газ продается на рыночных условиях, и делает это акционерное общество (правда, до сих подконтрольное государству), а поставки растут год от года. В этом году они составят порядка 134 млрд кубометров. А уже в 2008 г. по действующим контрактам концерн должен будет поставить 175--205 млрд кубометров газа, что означает фактически 50-процентный рост за пять лет. Крупнейший потребитель российского голубого топлива -- германская компания Ruhrgas -- является владельцем 6,5% акций «Газпрома», а ее руководитель Буркхард Бергманн давно входит в состав совета директоров российской монополии.

Естественно, взаимоотношения складывались не всегда просто. Однако, несмотря ни на что, газовое сотрудничество СССР, а затем и России (как правопреемницы) с европейскими странами развивается по нарастающей. И крушение Советского Союза не принесло существенных проблем надежности газоснабжения Европы. Тем не менее чем дальше, тем больше приобретает актуальность проблема использования потенциала остальных газодобывающих и транзитных республик СНГ. «Все большее число представителей политических и деловых кругов как в России, так и во всех этих странах все более отчетливо понимают зависимость темпов развития газового рынка своей страны от положения и темпов развития газового рынка соседей», -- заявил зампред правления концерна Александр Рязанов на недавнем газовом форуме СНГ в Ялте, подводя промежуточные итоги этой деятельности.

И именно «Газпром» выступил «собирателем» единой газовой системы постсоветского пространства, поскольку обладает соответствующими возможности и опытом. «У нас есть для этого достаточное количество интеллектуальных, технологических, финансовых, сырьевых и организационных ресурсов, -- резюмировал топ-менеджер российского концерна. -- Необходимы лишь добрая воля и понимание того, что без модернизации газотранспортной системы стран бывшего Советского Союза, и прежде всего Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, России и Украины, мы все не сможем реализовывать свои интересы».

Именно на выстраивание этой добывающе-транзитной цепочки направлены основные усилия «Газпрома» как гаранта стабильных экспортных поставок газа в страны Европы. Главная ценность, например, среднеазиатского газа заключается в том, что он может смягчить и для России, и для европейских импортеров голубого топлива последствия выхода на Ямал, где себестоимость добычи намного превышает сегодняшнюю. Наибольший интерес в этом плане представляет Туркменистан, который занимает второе место среди республик бывшего СССР после России по разведанным запасам газа, составляющим около 3 трлн кубометров. В настоящее время при собственной добыче газа около 60 млрд кубометров в год Туркмения использует для внутреннего потребления 10--12 млрд кубометров, остальной газ экспортируется. Причем основное направление поставок проходит через Россию. Однако до последнего времени «Газпром» в закупках туркменского газа не участвовал. Положение изменилось этой весной, когда президенты России и Туркмении подписали 25-летнее соглашение о сотрудничестве в газовой сфере. Согласно этому документу, уже с 2007 г. «Газпром» фактически станет монопольным покупателем туркменского газа. Аналогичные четвертьвековые соглашения были заключены и с другими среднеазиатскими республиками -- Узбекистаном и Казахстаном, которые прежде всего выполняют транзитную функцию (в первом случае слишком высокое внутреннее потребление не позволяет направлять на экспорт значительные объемы, а во втором развитие добычи находится на начальной стадии).

В декабре 2002 г. «Газпром» и национальная холдинговая компания Узбекистана «Узбекнефтегаз» заключили соглашение о сотрудничестве в газовой сфере, которое предусматривает закупки узбекского газа в течение десяти лет. В 2003 г. будет поставлено 2,5--3 млрд кубометров, а начиная с 2005 г. объем увеличится до 10 млрд кубометров. Газпром не только стал импортером узбекского газа, но и является оператором по транзиту через территорию Узбекистана, что значительно упрощает главную задачу -- расширение газотранспортных мощностей по направлению Средняя Азия -- Центр до необходимых 90--100 млрд кубометров в год. Сейчас этот маршрут способен пропускать от 40 до 70 млрд кубометров на разных участках, что существенно ограничивает возможности экспорта. Модернизация и расширение системы оценивается «Газпромом» в 2 млрд долларов, большую часть которых российскому концерну придется привлекать самостоятельно.

Доказанные запасы газа в Казахстане составляют 1,8 трлн кубометров, однако добыча на сегодняшний день составляет лишь 12,5 млрд кубометров в год. При этом, по прогнозам, уже к 2005 г. ее планируется нарастить до 20 млрд, к 2010 г. -- до 35 млрд, а к 2015 г. -- до 40--45 млрд кубометров. Сейчас Казахстан экспортирует лишь 6 млрд кубометров газа через Россию, однако к концу десятилетия эта цифра вполне может вырасти в два-три раза.

Выстраивание отношений с государствами Средней Азии на двусторонней основе «Газпром» начал осознанно. «На самом деле мы, конечно, готовы к более широкому сотрудничеству со всеми странами, -- говорит г-н Рязанов. -- Но опыт показывает, что нам проще работать с каждой страной отдельно, чем договориться со всеми сразу». И этот метод приносит результаты: уже к 2009 г. «Газпром» будет закупать в Средней Азии 100--110 млрд кубометров газа, что сопоставимо с сегодняшними объемами экспорта российского газа в Европу. Отталкиваясь от долгосрочных контрактов, скорее всего будут реализованы и проекты по созданию необходимых газотранспортных мощностей.

Наиболее остро транзитные вопросы стоят в отношениях с Украиной, через которую в Европу поступает львиная доля российского газа. Однако и здесь наблюдается ощутимый прогресс, связанный прежде всего со стратегическим соглашением России, Украины и Германии о создании международного консорциума по развитию газотранспортной системы этой страны и управлению ею. Этот шаг был связан с необходимостью гарантий украинской стороны по обеспечению экспортных поставок через ее территорию на период до 30 лет. Для этого системе нужны значительные инвестиции -- как на поддержание существующих мощностей, так и на строительство новых. О последнем пункте стороны уже договорились: консорциум будет строить новый газопровод мощностью 28 млрд кубометров в год и стоимостью 2,3 млрд долл. Вопрос же действующей системы пока висит в воздухе из-за имеющихся разногласий.

Есть и альтернативные маршруты экспортных поставок российского газа в Европу: строительство второй ветки газопровода Ямал--Европа через Белоруссию и Польшу, а также прокладка Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря. Однако и у них есть существенные минусы. Долгие, но не всегда плодотворные переговоры с Польшей до сих пор не дали возможности вывести первую трубу Ямал--Европа на проектный уровень, а морской путь даже в самом «Газпроме» (правда, неофициально) считают слишком дорогим и экономически рискованным.

Из этой далеко неполной картины напрашивается вывод о том, что наиболее важной проблемой, связанной с поставками газа европейским потребителям, является состояние газотранспортной системы, которую нужно модернизировать и развивать. Первый шаг к совместному решению этих проблем был сделан в Санкт-Петербурге Владимиром Путиным, Леонидом Кучмой и Герхардом Шредером. И хотя схема поставщик-потребитель-транзитер пока не реализована, именно в балансе интересов трех сторон и объединении их усилий видится оптимистическое будущее газового сотрудничества СНГ и Европы.

Александр ДАВЫДОВ