Время новостей
     N°179, 25 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2003
Уголок родины
Православные приходы за рубежом сохраняют идентичность русских людей на чужбине
За пределами канонической территории Русской православной церкви (это все пространство СНГ и Балтии, за исключением Грузии, где существует древняя автокефальная Православная церковь) в 42 странах мира на всех континентах действуют 235 русских приходов, а также 15 монастырей. В Горненском монастыре на Святой земле подвизается более 60 монахинь и послушниц. Примерно столько же монахов трудится в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой горе Афон. Правда, они находятся в каноническом ведении Патриарха Константинопольского, как и все иноки афонских обителей. Но приехали они туда из России и других стран СНГ и остаются посланцами нашей Церкви, молитвенниками за наш народ.

Там, где приходы расположены более или менее компактно, они объединены в епархии. Всего в Европе и Южной Америке их восемь. Другие заграничные церковные учреждения являются ставропигиальными, то есть они подчинены в каноническом отношении непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. Административное управление ими, как и зарубежными епархиями, осуществляется через отдел внешних церковных связей Московского патриархата.

Первые русские церкви за рубежом появились еще в XVII веке как естественный результат расширения дипломатических, деловых и культурных отношений. Уже в 1640 году при русском «торговом дворе» в Стокгольме существовала православная часовня. В XVIII веке русские храмы были не только во многих европейских столицах, но и в Северной Америке. В Китае на протяжении 150 лет, вплоть до открытия в 1864 году российского посольства, духовная миссия не только представляла Русскую церковь, но и была единственным, пусть и неофициальным представительством России.

Расцвет созидания русских храмов в Западной Европе приходится на XIX век. Тогда параллельно с развитием династических и культурных связей в европейских столицах и курортах с особенным размахом принялись воздвигать новые церкви. Многие из них создавались при дипломатических учреждениях Российского государства. Всего же ко времени революции 1917 года за границей насчитывалось 227 русских храмов. Со временем часть из них вошли в самостоятельные церковные образования, появившиеся в результате миссии Русской церкви: в автокефальную Православную церковь в Америке, автономную Японскую православную церковь.

Увы, в послереволюционные годы наша Церковь в условиях гонений практически не могла поддерживать связь со своими зарубежными учреждениями. Многие храмы для России были утрачены. Собственником здания где-то значилась императорская фамилия, где-то -- Святейший синод, а этих субъектов права после революции не стало. Советское атеистическое государство иногда прямо заявляло, что не интересуется «объектами культа», которые и на собственной-то территории уничтожались во множестве как вредный «пережиток прошлого». Хорошо еще, если в сохранившихся за границей храмах действуют православные приходы, пусть порой и не связанные больше с Русской церковью.

Однако в Шанхае, например, в Никольской церкви теперь расположен ресторан французской кухни, а в храме Споручницы грешных -- ночной клуб. Впрочем, если наследником храмовых зданий становился СССР, их судьба тоже бывала печальной. В Успенском храме в Пекине до сих пор размещается посольский гараж, а в церкви бывшего «летнего посольства» в пригороде Стамбула сейчас котельная. Вместе с российским МИДом мы постоянно решаем трудную задачу возвращения России утраченной зарубежной церковной собственности, а также использования по назначению той, что сохранилась.

Другое все еще не изжитое наследие революции и гражданской войны -- это разделение русской церковной диаспоры. Часть эмигрантов первой волны сохранили верность гонимой на родине Церкви. Остальные создали новые церковные структуры. Это возникшая в 1921 году Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) с центром первоначально в Сербии, а ныне в США, а также Парижский экзархат (впоследствии -- архиепископия) русских приходов в Западной Европе. С 1931 года по политическим причинам эта архиепископия находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Эти учреждения мыслились как временные, нужные только до восстановления нормальных отношений с Церковью в отечестве. Казалось бы, давно уж нет ни белых, ни красных, а рознь преодолеть все еще непросто. «Парижане», по крайней мере, готовы молиться и служить Богу совместно с представителями Русской церкви. Членам же РПЦЗ это доныне непозволительно, ибо наша Церковь, как там считают, все еще «не очистилась от советских грехов» и, кроме того, «осквернена» контактами с другими христианскими вероисповеданиями. На почве разных взглядов на гипотетическую пока возможность сближения с Москвой внутри РПЦЗ в последние годы произошел еще один внутренний раскол.

Потомки бывших эмигрантов, не говоря о новоприбывших соотечественниках, чаще всего не могут ни понять, ни объяснить, чего ради сегодня продолжать старые споры. Например, о том, прав или не прав был в 20-е годы прошлого века митрополит Сергий, когда принял единственно возможные тогда условия легализации деятельности Русской церкви в безбожном СССР. Большинству сегодня хочется быть вместе. Отвечая на пожелания многих, Святейший Патриарх Алексий весной этого года призвал все русские приходы и епархии Западной Европы объединиться в одну митрополию. При этом внутреннее самоуправление и те особенности, которые выработались за многие годы заграничной церковной жизни, вполне могут быть сохранены. Одни отозвались с радостной готовностью, другие -- с подозрительностью и тревогой. Что получится, покажет жизнь.

Число заграничных приходов Русской православной церкви в последнее десятилетие быстро росло вместе с количеством наших соотечественников, живущих за рубежом. Почти на каждом заседании Священного синода утверждаются новые приходы и в них командируются священнослужители. Ясно, что этот процесс продолжится: в каком уголке мира в эпоху глобализации не встретишь наших соотечественников! Даже те, кто не слишком часто бывал в храме на родине, в чужих краях начинают обостренно ощущать желание сохранить духовную связь с землей отцов. Вот и летят в Москву просьбы: пожалуйста, пришлите батюшку; помогите построить храм, мы хотим оставаться православными.

Понятно, что русское зарубежье во многих отношениях неоднородно. Недавно приехавшим хочется, чтобы все в храме напоминало о России. А тем, для кого заграница давно стала не второй, а просто единственной родиной, удобнее, например, молиться не на славянском, а на местном языке. Где-то сочетать пожелания тех и других удается легко, а где-то возникает и некоторая напряженность.

В целом же заграничные приходы Русской православной церкви успешно выполняют две жизненно важные социальные задачи. Они сохраняют духовную, культурную и языковую идентичность русских людей на чужбине и вместе с тем помогают приспособиться к новой жизненной среде, преодолеть отчужденность в ходе общения с носителями местной культуры, языка, традиций. В октябре 2001 года, приветствуя участников I Конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, Патриарх Московский и всея Руси Алексий коротко и ясно передал суть послания Русской церкви соотечественникам за границей такими словами: «Помните, что мы -- один народ Божий, который созидает свое будущее в верности многовековой духовной традиции и в открытости к окружающему миру».

Протоиерей Николай БАЛАШОВ, секретарь по межправославным отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата