Время новостей
     N°176, 22 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.09.2003
Общепит по-ростовски
В городе на Дону McDonald`s платит налогов больше, чем все остальные рестораны, вместе взятые
Донские налоговики бьют тревогу. Проанализировав итоги работы ростовского общепита за семь месяцев текущего года, они пришли к выводу, что отрасль неоправданно мало платит в бюджет. Даже с официальной выручки в 1,7 млрд руб. донские рестораны, кафе и бары заплатили с начала года налогов в общей сложности всего лишь на 25,5 млн руб. Причем больше всего налоговики удивлены тем, что один ростовский McDonald`s перечисляет в бюджет денег больше, чем все остальные рестораны Ростова, вместе взятые.

Начальник отдела областного управления по налогам и сборам Михаил Куцко считает, что дело тут не только в том, что «значительная часть выручки общепитовского бизнеса до сих пор находится в тени». В сложившейся ситуации отчасти виновато и местное законодательство, «установившее очень либеральный налоговый режим для такого рода предприятий». Большинство кафе и ресторанов уплачивают либо весьма мягкий единый налог на вмененный доход, либо работают по упрощенной системе налогообложения. Местные власти вполне могли бы ужесточить этот налоговый режим, уж слишком мало платит общепит в бюджет. McDonald`s, к слову, не пользуется ни «вмененкой», ни «упрощенкой».

Впрочем, сами донские депутаты считают, что подобное ужесточение сегодня -- мера несвоевременная. «Общепитовский бизнес на Дону в экономическом плане еще довольно слаб, и его бюджетная роль в любом случае будет не очень значительной, хорошо хотя бы, что в этой сфере создаются тысячи рабочих мест», -- заявляет Игорь Пятигорец, возглавляющий в законодательном собрании Ростовской области комитет по бюджету и налогам. Налоговики же считают, что теневые доходы местного общепита могут достигать 50--60%. «Многие рестораны, кафе, бары официально показывают только часть своей выручки, -- уверен г-н Пятигорец, -- так как кроме официальных налогов они несут еще и бремя так называемых неналоговых расходов. Все прекрасно знают, сколько проверяющих приходит в общепит и как они оттуда уходят. Рестораторы предпочитают откупаться от проверяющих, потому что в самих общепитовских заведениях далеко не все в порядке. Тем не менее донской общепит постепенно цивилизуется, и надо сохранить это поступательное движение, а революционными мерами общепит можно только обратно загнать в подполье».

Собственно, и налоговики не отрицают некоторый прогресс донского общепита в отношениях с государством. Просто появившийся в Ростове прозрачный для налоговиков McDonald`s высветил масштаб проблемы.

По данным налоговиков, почти 36% донских общепитовских заведений сегодня убыточные, тем не менее они не спешат закрываться. Зачастую многие рестораны и кафе даже не рассматриваются их владельцами как прибыльный бизнес. Им достаточно, чтобы заведение выполняло некие представительские функции или в нем можно было хорошо пообедать с друзьями и родственниками. Управляющий ростовским Fashion Cafe Вадим Калинич считает, что в городе еще очень низкий уровень потребления для процветания ресторанного бизнеса. Но то, что в Ростове McDonald`s заплатил налогов разительно больше по сравнению с другими общепитовскими заведениями, -- первый признак будущего оживления местного ресторанного бизнеса. По мнению г-на Калинича, подъем общепита начинается именно с McDonald`s, обед в котором может себе позволить человек даже со скромным достатком. Потом, по мере роста доходов населения, спрос смещается в сторону более дорогих классических ресторанов.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону