Время новостей
     N°53, 27 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.03.2001
Опять Хаттаб
По данным следователей, одну из взорванных машин минировал его подчиненный
Первые итоги расследования трех мощных терактов, одновременно прогремевших в субботу утром в Минеральных Водах, Ессентуках и Карачаево-Черкессии, подвели вчера российские спецслужбы. Судя по всему, они оказались отнюдь не утешительными. Во всяком случае руководители Генпрокуратуры, МВД и ФСБ, лично президентом Путиным откомандированные на место руководить поиском террористов, вчера были немногословны. Лишь генпрокурор Владимир Устинов сделал дежурное заявление о том, что «уже есть ряд задержанных и подозреваемых, которые дают показания». Правда, как выяснилось, на самом деле ничего принципиально нового по сравнению с тем, что было известно еще в субботу, следствию получить пока не удалось. Массовые облавы и аресты, как водится в таких случаях, конечно, провели и, по данным УВД Ставропольского края, даже задержали около полусотни подозрительных личностей, однако большинство уже пришлось отпустить -- реальных диверсантов среди них не оказалось. Единственным же подспорьем в поиске таковых пока остаются довольно расплывчатые фотороботы семи человек, которые, по словам выживших очевидцев, оставили в то утро заминированные машины у рынка в Минеральных Водах и у здания ГИБДД Ессентуков.

Что касается «задержанных, которые дают показания», то их количество, по данным местных спецслужб, равно одному. Это 24-летний Аруслан Хубиев, сидевший за рулем взорвавшейся позже в Карачаево-Черкесии машины и задержанный необычно дотошным милицейским патрулем за несколько часов до трагедии. Как уже сообщала наша газета, при проверке документов и досмотре постовые углядели, что в двигателе его «Жигулей» переделана топливная система -- бензин поступал не из бензобака, а из специально пристроенной канистры. Вызванные эксперты обнаружили в бензобаке взрывчатку, однако через несколько минут, в 10 часов, погибли в результате взрыва.

Аруслан Хубиев запираться не стал и на первых же допросах будто бы рассказал все, что ему было известно о теракте. По предварительным данным, именно его машину минировал некий Урасула Джанибеков, некогда проживавший по соседству с Хубиевым в его селе Московское в Карачаево-Черкесии. Джанибеков пообещал заплатить приятелю 1 тыс. долларов, если тот отгонит «Жигули» в Невинномыск и припаркует на центральной площади города. При этом Хубиева предупредили, что машина заминирована, и дали понять, какое ответственное поручение он выполняет. Проверив свои базы данных, следователи почти сразу выяснили, что Джанибеков уже несколько лет находится в розыске как участник незаконных вооруженных формирований -- еще в первую чеченскую кампанию он воевал в отряде Хаттаба. Сопоставив эти факты, руководители спецслужб, судя по всему, и пришли к выводу, что все три теракта (они произошли одновременно, ровно в 10 часов утра) были спланированы именно Хаттабом.

Правда, на этом, по словам оперативников, познания Хубиева о случившемся иссякли. Кто готовил и взрывал машины в Минеральных Водах и Ессентуках, ему неизвестно. Единственное, что следствию удалось достоверно выяснить, -- это происхождение взорвавшихся машин. Как выяснилось, они были куплены на авторынке в Невинномыске за четыре дня до трагедии, но кто их приобрел, пока загадка. Все документы по сделке оказались качественно сработанными фальшивками.

Виктор ПАУКОВ