Время новостей
     N°171, 15 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.09.2003
Неделя
Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»:

-- С Белоруссией разругались -- я думаю, это и есть наиболее значимое событие недели. Разругались серьезно и надолго, может быть до конца президентского срока Лукашенко. Поэтому можно считать, что на сегодняшний день возможности формирования единого экономического пространства исчерпаны. Это связано исключительно с позицией самого Лукашенко. Не хочет он никуда интегрироваться, он хочет получать преимущества внутрироссийской территории, при этом ничего не давая взамен. Ответные действия со стороны российского президента уже последовали: пересмотр цен на экспорт газа в Белоруссию.

Кроме этого, ничего серьезного на этой неделе не происходило. В том числе и на предвыборном поле не было ничего интересного. Там и не может в ближайшие два месяца ничего происходить, потому что период предвыборной агитации начнется по закону только в ноябре.

На предстоящей неделе будет предвыборный съезд «Единой России». Любопытно посмотреть, кто еще может к ним присоединиться и какую конфигурацию будет иметь партия власти. В частности, у другой центристской партии реаниматологов (блок Партии возрождения России и Российской партии жизни. -- Ред.) сейчас нет никаких шансов пройти в Государственную думу, и было бы разумным не выставляться, мешая этим «Единой России», а пойти с ней на какой-то альянс, если она этого захочет.

Андрей ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Московской международной валютной ассоциации:

-- Наиболее важным на прошлой неделе было заявление президента Банка Москвы Андрея Бородина о необходимости государственной поддержки банков. Это лишний раз показывает, что банки, которые не способны существовать в рыночной экономике, требуют бюджетных подпиток в любом виде. Хотя известно, в том числе и на опыте нашего государства, что любое государственное участие в любом предприятии ведет только к растранжириванию государственных средств. Кроме того, любое государственное участие всегда приводит к нарушению нормальных конкурентных начал в рыночной экономике. Наконец, лично меня банки, которые выпрашивают финансовую поддержку у государства, заставляют усомниться в компетенции их руководства или в стабильном состоянии самих банков, или и в том и в другом.

Государство могло бы, не оказывая прямых финансовых влияний, оказывать коммерческим банкам косвенную поддержку. Я бы назвал три основные меры. Во-первых, резкое снижение нормативов отчислений в фонды обязательных резервов, потому что ни к чему положительному эти нормативы не ведут, и борьба с инфляцией -- это в чистом виде самообман. Во-вторых, снятие с банка чрезмерных прогосударственных функций, ведущих к гигантским объемам отчетности и к конфликту интересов. В первую очередь это относится к так называемой борьбе с отмыванием капитала, нажитого незаконным путем. И третья мера -- это стимулирование использования пенсионных сбережений в качестве источника для инвестиций в экономику.

Что касается будущих событий, то я все жду, когда в Госдуме будет обсуждаться закон о валютном регулировании. Посмотрим, поддерживают ли наши законодатели Конституцию. Потому что, на мой взгляд, любые жесткие административные меры должны быть исключены из законопроекта о валютном регулировании как антиконституционные.

Записала Наталья РОЖКОВА