Время новостей
     N°117, 04 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2000
Мяч в Сетке
Британские футбольные клубы все глубже забираются в Интернет
По данным английского журнала Business 2.0, c 2001 года британские футбольные клубы впервые получают возможность вести прямую трансляцию наиболее важных матчей на своих официальных web-сайтах. Говорят, что некоторые местные телевизионщики были шокированы известием о появлении столь серьезных конкурентов (по наблюдениям Джонатана Райта, автора статьи, вышедшей в сентябрьском номере журнала, футбол -- это "не только любимая игра миллионов болельщиков, но и любимая игрушка многих медиакомпаний"). Согласно июньскому контракту между премьер-лигой, с одной стороны, и BSkyB, ITV и кабельной телекомпанией NTL -- c другой, телевизионщики приобрели право на трансляцию матчей команд премьер-лиги на три ближайших сезона, выложив за это 1,6 млрд фунтов стерлингов.

Правда, испуг этот -- дело скорее показное. Так, для NTL новые интернет-возможности британских клубов скорее не "минус", а "плюс": летом этого года компания объявила о запуске интернет-проекта, осуществляемого совместно с футбольной лигой. Он рассчитан на пять лет, оценивается в 65 млн фунтов и предусматривает создание для футбольной лиги собственного портала (к слову, при участии NTL уже разрабатывается портал для клуба премьер-лиги "Мидлсбро").

Нет особых причин беспокоиться о будущем и у BSkyB: не так давно она приобрела за 301 млн фунтов компанию Sports Internet, осуществляющую поддержку сайтов девяти клубов премьер-лиги (в их числе "Лидс", "Эвертон" и "Ньюкасл"), а кроме того, контролирующую новостной футбольный сайт Planetfootball.com. По оценкам участников рынка, эта сделка призвана упрочить позицию Sky и в Интернете, и в футбольном бизнесе. Говорят, Sky вынашивает планы войти в капитал некоторых клубов, в частности, легендарного "Манчестер Юнайтед". К футбольным акциям приглядывается и NTL.

Из сказанного выше вовсе не следует, что инициативы по освоению Сети исходят исключительно от вещателей. Так, команда-легенда "Ливерпуль" объявила о планах создания совместной компании с Granada Media. Ожидается, что Granada, чья доля в новом предприятии Liverpool FC Broadband составит 50%, внесет в его капитал 20 млн фунтов. А "Ливерпуль" сделает свой вклад в виде переуступки части коммерческих прав, в том числе права на трансляцию своих матчей.

Забавная деталь: по наблюдениям Business 2.0, в марте этого года рыночная цена компании "Манчестер Юнайтед" достигла миллиарда фунтов. Случилось это сразу после того, как Warburg Dillon Read сообщил в одном из своих исследований, что акции "МЮ" следует рассматривать как акции интернет-компании, ибо сайт-клуб "генерирует до 8 млн заходов в месяц" (и это несмотря на известные проблемы с индексом NASDAQ, имевшие место примерно в то же время!).

Надо сказать, что клуб "Манчестер Юнайтед" вообще преуспел в деле эксплуатации своего брэнда. По свидетельству Business 2.0, еще в феврале 2000-го один из операторов на рынке сотовой связи в Великобритании -- компания Vodafone -- подписала с "МЮ" спонсорский контракт на 30 млн фунтов. По расчетам компании, используя аппараты нового поколения, фанаты клуба в любой точке земного шара смогут в обозримом будущем -- контракт с "Юнайтед" рассчитан на четыре года -- слушать прямые трансляции матчей с участием любимой команды, получать оперативную информацию о ее турнирном положении, а также делать покупки в интернет-магазине "МЮ" (заметим, что пока для получения последней услуги все еще требуется компьютер). Ожидается, что все эти услуги будут доступны не только на английском языке. Учитывая перспективу появления такого рода возможностей, BSkyB также обратился к "Манчестер Юнайтед" с предложением о сотрудничестве. Причем на сей раз речь идет уже о контракте в 625 млн фунтов...

В связи со столь активным ростом интереса футбольного бизнеса к интернет-технологиям эксперты высказывают и вполне обоснованные опасения. Скажем, полагают они, интернет-трансляции матчей таких грандов, как "Арсенал" и "Ливерпуль", могут вызвать "просто сумасшедший трафик" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако это, скорее, технические вопросы. Причем вполне решаемые. И потому мало кто сомневается, что спрос на интернет-технологии в футбольном бизнесе пойдет по нарастающей.

Ярослав СКВОРЦОВ