Время новостей
     N°161, 01 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2003
У Абрамовича кончился PR
ТНК--ВР приобрела Владимира Ругу
Владимир Руга покинул в минувшую пятницу пост начальника департамента по связям с общественностью «Сибнефти» и в ближайшее время приступит к работе в объединенной компании ТНК--ВР. По информации газеты «Время новостей», после утверждения структуры новой компании (формально она начала деятельность как раз в минувшую пятницу) г-н Руга займет пост вице-президента по связям с общественностью. Сам Владимир Руга в выходные был недоступен для комментариев.

Российский рынок PR-услуг довольно узок и четко структурирован в соответствии с политическими и бизнес-интересами. «Высшая лига» специалистов -- это, как правило, менеджеры олигархических групп, в сферу ведения которых входят и непосредственно корпоративный PR, и лоббизм, и выборные кампании. Специфика бизнеса состоит в том, что перемещения из одной корпорации в другую не просто редки, а скорее исключение из правил. Едва ли не последний пример подобного рода -- Андрей Васильев и Ксения Пономарева, перешедшие в теперь уже далеком 1999 году с ОРТ Бориса Березовского в ЮКОС Михаила Ходорковского. Впрочем, у хозяина ЮКОСа они, как известно, не задержались (сейчас г-н Васильев -- главный редактор газеты «Коммерсант», г-жа Пономарева входит в руководство компании, издающей «Столичную вечернюю газету»). Другой влиятельный PR-менеджер, Сергей Зверев, проработав несколько лет в группе «Мост», после развала империи Владимира Гусинского предпочел независимый PR-бизнес (сейчас он руководит компанией КРОС).

Профессиональная биография Владимира Руги все последние годы была связана с группой предпринимателей, вошедших в корпоративную историю России как «акционеры «Сибнефти». Став в 26 лет заместителем главного редактора «Вечерней Москвы», в 27 он по приглашению Бориса Березовского пришел работать в «Сибнефть» начальником департамента по связям с общественностью. С тех пор его должность не менялась, но неформально он являлся личным PR-советником сначала г-на Березовского, а затем и Романа Абрамовича. В «активе» Владимира Руги -- думские кампании обоих олигархов, губернаторские кампании Александра Лебедя, Леонида Полежаева и Романа Абрамовича, а также участие в предвыборной кампании Нурсултана Назарбаева. При этом Владимир Руга в соавторстве со своим коллегой-журналистом Андреем Кокоревым написал две книги в жанре альтернативной истории -- «Золото кайзера» и «Гибель демократии». «Я писал не в рабочее время, -- говорил г-н Руга в одном из интервью в прошлом году. -- И потом, я в компании отвечаю за связи с общественностью. А читатели и есть общественность...»

Одна из самых сложных и успешно выполненных г-ном Ругой задач «корпоративного» уровня -- обеспечение отмены слияния «Сибнефти» и ЮКОСа в 1998 году. Нынешняя сделка между акционерами двух нефтяных компаний, по всей видимости, и стала поворотным пунктом в карьере Владимира Руги. Судя по планам Романа Абрамовича, он явно больше не нуждается в мощном PR-обеспечении: как известно, олигарх не только избавился от контроля над «Сибнефтью», но и не намерен переизбираться губернатором Чукотки. Впрочем, по наблюдениям коллег, в «Сибнефти» перед одним из «зубров» отечественного PR уже несколько месяцев не было достойных задач, а при выборе между перспективой искать себе место в новой структуре «ЮкосСибнефти» и предложением ТНК--ВР г-н Руга предпочел второе.

Андрей ДЕНИСОВ, Николай ГОРЕЛОВ