Время новостей
     N°160, 29 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2003
Судьбоносный прейскурант
МПС по-новому оценило грузовые перевозки
С ноля часов вчерашнего дня на железных дорогах страны вступил в силу новый «прейскурант 10-01», определяющий тарифы на грузовые перевозки. На брифинге, который состоялся в МПС ровно 12 часов спустя, руководитель департамента грузовой и коммерческой работы железнодорожного министерства Юрий Косов назвал это событие «историческим и судьбоносным».

Предыдущая версия «прейскуранта 10-01», напомнил г-н Косов, действовала с 1989 года и за прошедшие 13 лет несколько отстала от быстротекущей жизни. МПС почувствовало это отставание еще три года назад, когда и началась разработка нового прейскуранта. 17 июня 2003 года он утвержден ФЭК России, в следующем месяце зарегистрирован Минюстом и вчера наконец принят к исполнению.

Среди основных нововведений, внедренных в прейскурант, г-н Косов отметил разделение тарифов на две составляющие -- плату за использование вагонного парка и плату за использование инфраструктуры и локомотивной тяги. Министерство считает, что эта мера позволит учесть и отразить интересы растущего класса операторских компаний -- владельцев собственного вагонного парка. Вагонная составляющая -- постоянная величина в 15,5% от размера тарифа. Те, кто везет груз в собственных вагонах, ее не платят и получают таким образом премию по сравнению с компаниями, использующими вагоны МПС.

Г-н Косов также сообщил, что в прейскуранте реализован принцип «чем дальше, тем дешевле». (То есть на дальних маршрутах километр перевозки стоит дешевле, чем на коротких, каковыми в железнодорожной практике считаются дистанции менее 1000 км. -- Ред.) Это должно стимулировать перевозки грузов в районы Крайнего Севера и другие отдаленные районы России. Для Калининградской и Сахалинской областей установлены еще и специальные тарифные льготы.

Г-н Косов рассказал, что несколько перераспределилась «тарифная нагрузка» на разные классы грузов. Все многообразие перемещаемых по железным дорогам товаров с тарифной точки зрения делится на три класса. К первому (самому дешевому) относятся каменный уголь и кокс, руды металлов и их концентраты, большинство лесоматериалов. Ко второму -- сырая нефть и мазут, минеральные удобрения, кирпич, зерно и овощи, книги и канцелярские принадлежности, а также животные, птицы и пчелы. В третий класс сгруппированы нефтепродукты, черные и цветные металлы, изделия из них, табак, водка, пиво и еще многое, многое другое. В среднем по «прейскуранту 10-01», сообщил г-н Косов, произошло снижение на 4% тарифов для грузов первого класса, повышение тарифов на 3% для второго класса, тарифы на перевозку грузов третьего класса остались без изменений.

Руководитель департамента выразил надежду, что предусмотренная «прейскурантом 10-01» гибкая система тарифов позволит привлечь на российские железные дороги дополнительные грузы, и в первую очередь транзитные контейнеры в направлении Восток--Запад и Север--Юг. Одновременно г-н Косов подчеркнул: «Нововведения не повлияют на доходы российского железнодорожного транспорта. Предельный рост тарифов железнодорожного транспорта, установленный в размере 12% на 2003 год, тоже превышен не будет».

По мнению президента Гильдии экспедиторов Семена Резера, высказанному вчера газете «Время новостей», новый прейскурант, конечно, лучше прежнего, но тоже не свободен от существенных и трудно объяснимых недостатков. В числе таковых он отметил резкое (на 20%) подорожание контейнерных перевозок на дальние расстояния (свыше 3000 км). Перевозки на дистанциях до 1000 км в контейнерах, не принадлежащих МПС, подорожали еще больше: на 60%. На расстояниях до 200 км, по оценке г-на Резера, новые контейнерные тарифы МПС стали неконкурентоспособными по сравнению с услугами автомобильного транспорта. Эти обстоятельства заставляют г-на Резера сомневаться, что новый прейскурант послужит серьезным стимулом для контейнерного транзита.

Михаил КУКУШКИН