Время новостей
     N°159, 28 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.08.2003
Держите зайчиков в кармане
Объединение валют России и Белоруссии может не состояться
Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко неожиданнодля всех заявил, что с введением единой валюты торопиться не следует. По словам Лукашенко, «идет сложный переговорный процесс, как бы мы не вели сегодня переговоры, не отстаивали свою позицию, мы можем оказаться в роли второстепенного государства». Поэтому гражданам своим он посоветовал «белорусские рубли держать в карманах». Для российских властей слова белорусского президента стали неприятным сюрпризом -- на заседаниях рабочей группы по подготовке межправительственного соглашения по введению единой валюты белорусская сторона особо серьезных возражений последнее время не имела.

С российской стороны официальных комментариев пока не последовало. Судя по всему, российские власти не хотят обострять ситуацию перед встречей глав государств в Ялте, намеченной на 19 сентября. Косвенно это подтвердил премьер Михаил Касьянов, заявивший после встречи с Путиным в аэропорту «Внуково», что «мы решили не давать скоропалительных комментариев». Однако, как сказал газете «Время новостей» высокопоставленный правительственный чиновник, заявление Лукашенко ставит под угрозу все договоренности России и Белоруссии о введении единой валюты. По его словам, еще в апреле на высшем политическом уровне было принято решение, что если Белоруссия откажется подписывать соглашение о единой валюте в мае, то Россия оставит за собой право не подписывать соглашение вообще. Затем крайним сроком подписания назывался сентябрь. Но после вчерашних заявлений Лукашенко очевидно, что в сентябре соглашения уже не будет.

Какой именно спорный вопрос завел на сей раз переговоры в тупик, сказать точно сложно. Известно, что основные дискуссии идут по нескольким позициям.. При этом по словам источника, единственным неизменяемым российским условием было то, что единая валюта будет называться российским рублем. Прочие моменты были «бивариантны». Однако, вероятно, что именно «бивариантрость» решения проблем, в конечном счете, и подвела.

Судя по сделанным в августе текущего года заявлениям российского Минфина, пока не принято решение каков будет курс обмена белорусских рублей на российские.

Не менее сложный момент - будет ли эмиссионный центр только в Москве или еще в Минске. Первоначально Лукашенко настаивал на том, чтобы их было два, Москва на это категорически не соглашалась. И хотя российский Минфин заявил, что стороны договорились, что эмитировать новую валюту будет лишь ЦБ РФ, Лукашенко не оставлял попыток добиться того, чтобы за Белоруссией оставалось право эмитировать рубли, причем пропорционально росту белорусского ВВП. Учитывая, что в Белоруссии идет инфляционная накачка экономики, для России такой вариант неприемлем.

Спор, вероятно, идет и об условиях кредита белорусскому ЦБ, который российская сторона намерена дать на обмен у населения всех денег на новые. Кредит беспроцентный и невозвратный. Однако Россия настаивает, что если Белоруссия выйдет из валютного союза, деньги придется вернуть. К дороге без возврата Лукашенко,похоже, не готов.

Еще более сложный вопрос - требование России привести белорусское законодательство в соответствие нормам, заложенным в договоре о создании единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Требованиям договора никак не соответствует, к примеру, наличие в Белоруссии налоговых льгот, позволяющим предприятиям заниматься реэкспортом товаров в Россию.

Наконец наиболее сложная проблема для переговорщиков, это цена российского газа для Белоруссии. Белоруссия получает газ по льготной цене, в два раза ниже чем Украина и в три - чем Прибалтика. Но по льготной цене она может купить лишь строго оговоренный объем. Теперь Лукашенко взамен на вхождение страны в единое валютное пространство хочет получать газ по внутрироссийской цене и без ограничения объема. Беспокойство белорусского президента понятно: в октябре-ноябре Белоруссия вычерпает льготную квоту на этот год.

В подтверждение серьезности своего стремления добиться от России максимальных уступок, Белоруссия дает понять, что участие российских олигархов в белорусской приватизации может и не состояться. Если ранее Минск соглашался продать «Газпрому» «Белтрансгаз» за 700 млн руб, то теперь просит уже 5 млрд долл плюс сохранение контрольного пакета.

При этом все понимают, что общеать еще не значит жениться. Хотя сам Лукашенко сформулировал свою позицию достаточно осторожно, поскольку по словам ряда экспертов рассчитывает в любом случае подзаработать на продолжении переговоров, в Белоруссии его поняли вполне однозначно. Как сказал газете «Время новостей» председатель белорусского Союза предпринимателей Александр Потупа, «я уже давно прогнозировал, что не будет никакого объединения. Введение российского рубля в Белоруссии действительно в лучшем случае превратит ее в федеральный округ России. Никакого равенства в этом объединении быть не может. Лукашенко это понимает и не хочет терять власть, но и отказывать Путину боится.»

Ирина СКЛЯРОВА, Вера КУЗНЕЦОВА, Наталья ВИКТОРОВА, Минск
//  читайте тему  //  Россия и Белоруссия