Время новостей
     N°160, 29 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2003
Роберт Родригес, самый независимый режиссер на свете
Одним из главных событий проходящего в эти дни 60-го Венецианского кинофестиваля стал приезд американского режиссера Роберта Родригеса, прославившегося как создатель «Музыканта» и «Десперадо», соавтор Тарантино по киносериалу «От заката до рассвета» и постановщик сверхуспешного семейного боевика «Дети шпионов». В Венеции Родригес представил фильм «Дети шпионов 3-D: Игра окончена», снятый в технологии трехмерного изображения, и продолжение культовых «Музыканта» и «Десперадо» -- кровавый и романтичный фильм «Однажды в Мексике» с участием Антонио Бандераса, Джонни Деппа и Сельмы Хайек.

Родригеса в последнее время часто упрекают за то, что он променял «независимое» прошлое на коммерческий успех и печет сиквелы как горячие пирожки. В ответ заметим, что, пожалуй, лишь Джорджу Лукасу удавалось создать успешные киносериалы («Звездные войны», «Индиана Джонс»), основанные на оригинальных идеях, а не на комиксах или книжках (как, например, «Бэтмен» или «Парк Юрского периода»). Два новых фильма-продолжения, снятых Родригесом, показывают, как важно не только иметь фантазию, но и уметь использовать ее по максимуму. С Робертом РОДРИГЕСОМ беседует Алексей МЕДВЕДЕВ.

-- Трехмерный фильм, который нужно смотреть в специальных очках, -- что это для вас: ностальгическая забава или последнее слово техники?

-- Стереокино -- развлечение старомодное, но в то же время очень актуальное, ведь люди не забыли это изобретение. Я испытал его на своих детях: дал им очки, показал на мониторе несколько трехмерных картинок. Они радовались как сумасшедшие, смеялись, хватали руками воздух. Тогда я понял, что трехмерные «Дети шпионов» будут иметь у детей огромный успех. Я и сам помню, как в детстве смотрел трехмерный «Музей восковых фигур». На входе выдавали специальные очки -- это был целый ритуал, не просто поход в кино. Такое не забывается, вот я и решил возродить этот опыт.

-- И все же объемное кино не победило обычную киноиндустрию, так и осталось кунштюком, рекламным трюком. Одно из объяснений таково: третье измерение на самом деле не добавляет информации визуальному образу. Глядя на двумерное изображение, глаз прекрасно распознает, что находится на переднем плане, что -- на заднем. У нас в голове -- свой синтез объемной картинки, и потому трехмерное изображение сгодится лишь для эффектных ракурсных кадров, где преступник с экрана целится вам прямо в переносицу. Сможет ли 3-D сейчас или в будущем доказать свое преимущество перед двумерным изображением? Тем более что цветопередача в трехмерном кино неизмеримо хуже...

-- Есть множество способов создания трехмерного изображения. Один из них основан на использовании поляризованного света, но он пригоден лишь для кинотеатров IMAX. Мы рассчитывали на массовый прокат и потому изначально решили создавать объемное изображение с помощью разноцветных очков. Красный фильтр пропускает в левый глаз одну картинку, синий пропускает другую картинку в правый глаз. В результате мозг синтезирует обе картинки и воспринимает их как трехмерное изображение. Конечно, цветные фильтры не позволяют в полной мере использовать красные и синие тона, но в «Детях шпионов 3-D» мы решили обыграть эту трудность и стилизовали изображение под компьютерную игру. Что же касается эффектных кадров, то мы не стремились тыкать зрителю в нос палкой или пистолетом, а наоборот, хотели втянуть его в экран, сделать фильм более интерактивным. Чтобы когда герои вглядывались в глубь экрана, вам казалось, что вы стоите рядом с ними -- на пороге воображаемого мира. У нас давно уже есть объемный звук. Я уверен, что будущее -- за объемным изображением.

-- Все три серии «Детей шпионов» -- семейные фильмы, рассчитанные и на детей, и на родителей. Чтобы создать семейное кино, вам пришлось идти на компромиссы, обуздывать свое воображение?

-- Конечно, я старался сделать фильм и для детей, и для взрослых, но прекрасно понимал, что главное -- завоевать детей. Поэтому в основу сюжета я положил компьютерную игру. Мне достаточно пообщаться со своими сыновьями, чтобы понять: одну компьютерную игру они променяют на все фильмы мира. Дети чувствуют себя такими беспомощными в мире взрослых. Они уже знают, что взрослым можно все, а им нельзя ничего. Даже чтобы съездить в супермаркет, приходится просить мамочку. И потому они обожают игры, которые дают возможность почувствовать себя сильными, смелыми, всемогущими. Короче, слетать в супермаркет на космической ракете. Ну а для взрослых я придумал всякие забавные фишки: Сталлоне в роли Магистра Игры, вставные пародии на «Матрицу», «Звездные войны», «Властелина колец» и прочие приколы. Хотя вообще-то я ни под кого не подстраивался: просто снимал кино, которое понравится мне самому: мне-ребенку и мне-взрослому.

-- Сталлоне сразу согласился на столь необычную роль?

-- Я объяснил ему, как мы работаем. Никакого продюсерского контроля, свободная, творческая, абсолютно семейная атмосфера... Кажется, ему еще никогда не приходилось работать в таких условиях. Да и задача была интересной -- воплотить на экране не только одного из основных героев, но и три его «я» -- каждое со своим характером, внешностью, поведением. Плюс ко всему съемки продолжались всего пять дней. Когда все под контролем, я работаю очень быстро.

-- И дешево... Ваш дебют «Музыкант», начальный бюджет которого составил 7 тысяч долларов, занимает одно из первых мест в мире по соотношению вложенных средств и полученной прибыли.

-- Я действительно стараюсь работать с небольшими бюджетами -- по крайней мере по голливудским меркам. Но не ради прибыли, а ради полной свободы. Студии меня не контролируют. Даже если фильм получится не самым успешным, деньги гарантированно вернутся, убытков не будет. Скажем, третьи «Дети шпионов» были сняты за 35 млн долларов -- любому другому режиссеру потребовалось бы как минимум в три раза больше средств. Зато весь бюджет картины окупился уже в первый уикенд проката. Это позволяет мне быть куда более независимым, чем все «независимые» режиссеры вместе взятые.

-- Когда смотришь титры ваших фильмов, рябит в глазах от фамилии Родригес. Автор сценария, режиссер, продюсер, главный оператор, монтажер, автор музыки, текстов песен... Это тоже способ сэкономить?

-- А как же! С какой стати мне платить людям за самое интересное, если я и сам прекрасно со всем справлюсь? Я не тот повар, который изрекает рецепт и ждет, пока помощники все сделают. Я люблю готовить самостоятельно.

-- В Венеции вы представляете два фильма: «Дети шпионов 3-D» и «Однажды в Мексике». Какой из них ближе вам? Покажите ли вы «Однажды в Мексике» своим детям?

-- Я обязательно смонтирую на компьютере детскую версию «Однажды в Мексике», которую смогут посмотреть мои сыновья. Одна проблема: если вырезать все сцены насилия, фильм получится коротковатым. Минут десять, не больше. Но вообще-то мне нравятся оба фильма. Чем хорошо семейное кино? Любая идея годится, можно отпустить воображение на свободу. Это же сказка, а в ней не может быть ничего слишком странного, причудливого, волшебного. Придумал людей с большими пальцами вместо рук, ног и голов -- ради бога. А попробуй вставить этих монстров в «Десперадо» -- ничего не получится.

-- Кажется, семья для вас -- одно из самых важных понятий?

-- Я родился в семье, где было десять детей. Я третий по счету, так что многие братья и сестры выросли у меня на руках. Кино изначально было для меня делом семейным: в моих первых короткометражках снимались почти все члены моей семьи. С тех пор я стараюсь, чтобы все члены съемочной группы чувствовали себя членами одной семьи.

-- Вы не хотели пригласить своих сыновей на роли в «Детях шпионов»?

-- Когда ищешь актера-ребенка, обычно стараешься найти кого-нибудь постарше, но чтобы выглядел помоложе. С моими детьми ситуация обратная: в пять лет они выглядят лет на десять. Настоящие великаны. Так что когда они подрастут и смогут играть, они будут казаться уже совсем взрослыми.

-- Вы часто видите своих детей, семью?

-- Каждый день! Я работаю дома, в Техасе, и только по ночам. С утра я подаю детям завтрак, отвожу их в школу. Потом возвращаюсь домой, сплю несколько часов и готовлю семейный ужин. А по ночам стучу по компьютеру, как маленький эльф, сочиняю музыку, монтирую черновой материал. Мои дети ни разу не видели, как я работаю. Поэтому, наверное, у них самые странные представления о том, чем должен заниматься режиссер. Собственно говоря, у меня тоже.

Беседовал Алексей МЕДВЕДЕВ