Время новостей
     N°158, 27 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2003
Великолепная шестерка
Россия опасается «фальстарта» переговоров по Корее
Сегодня в Пекине открываются долгожданные переговоры по корейской ядерной проблеме. Для обсуждения кризисной ситуации собрались шесть стран -- две Кореи, Россия, Китай, США и Японии. Предшествовавшие недели были наполнены невиданным по интенсивности общением дипломатов из шести государств. Все участники пекинской встречи успели провести двусторонние, либо -- как Штаты, Япония и Южная Корея -- трехсторонние консультации.

Разговор будет трудным. Глава американской делегации замгоссекретаря Джеймс Келли по прибытии в Пекин выразил надежду на «прямой и честный диалог» с посланцами Севера. Вашингтон требует безусловного и подлежащего проверке свертывания ядерной программы Пхеньяна. Власти Северной Кореи выдвигают для этого как минимум три предварительных условия: США должны установить с КНДР дипотношения, подписать с ней пакт о ненападении и не мешать ее внешней торговле, наиболее прибыльной составляющей которой являются ракеты и ракетные технологии. Штаты отвергают эти требования и предлагают Пхеньяну расплывчатые гарантии неприкосновенности режима.

Москва и Пекин, без участия которых эти переговоры не могли бы состояться, очень не хотели бы стать свидетелями провала. Глава делегации КНР замминистра иностранных дел Ван И в умиротворяющем ключе призвал гостей «продемонстрировать искренность, спокойствие, терпение и уважение друг к другу, умение беседовать на основе равноправия, искать то, что объединяет, и поменьше спорить». Вместе с тем Китай явно устал от роли «покровителя» Пхеньяна. Сообщается, что китайский лидер Ху Цзиньтао недавно откровенно посоветовал Ким Чен Иру отказаться от «постоянной подготовки к войне», добиться по примеру Китая экономического самообеспечения на основе политики «открытых дверей» и улучшить отношения с соседями, свернув программу создания оружия массового уничтожения.

Глава российской делегации замминистра иностранных дел Александр Лосюков констатировал, что «и у России, и у Китая есть интерес к тому, чтобы переговорный процесс продолжался». По его словам, «важно не допустить фальстарта переговоров», то есть выдвижения заведомо невыполнимых требований наподобие безоговорочного замораживания ядерной программы КНДР. В этом случае разговор шести превратится в скандальную перепалку между представителями Пхеньяна и Вашингтона.

Дурным предзнаменованием стала недавняя отставка специального посланника по северокорейским вопросам госдепа США Джека Притчарда. Прагматично настроенный дипломат считал, что с Пхеньяном можно договориться, если наказывать его за дурные дела и вознаграждать за хорошие. После ухода Притчарда в Белом Доме, по мнению «Нью-Йорк таймс», усилится «конфронтационный подход». Его выразитель замгоссекретаря Джон Болтон имеет влияние на президента Буша.

И все же Штаты нельзя упрекнуть в полной негибкости. Болтона, допустившего некорректные высказывания в адрес Ким Чен Ира, по требованию Пхеньяна исключили из состава американской делегации. Япония согласилась не устраивать скандал и обсудить вопрос о похищенных северокорейцами японцах отдельно. Президенту Южной Кореи Но Му Хену удалось обеспечить участие спортсменов из КНДР в Универсиаде в Тэгу, хотя Пхеньян грозил бойкотом из-за демонстраций южнокорейских правых. Вчерашняя история с вторжением в территориальные воды южан патрульного катера северян закончилась благополучно, правда, после предупредительных выстрелов южнокорейских кораблей.

Участники встречи надеются на лучшее, но готовятся к худшему. Александр Лосюков испытывает «очень осторожный оптимизм» в отношении исхода переговоров. Разговор с американцами, заявил он, оставил «неплохое впечатление». Российский дипломат допускает, что итогом переговоров может стать принятие некоего совместного документа. Поэтапный план урегулирования кризиса будет обсуждаться уже в ходе следующих раундов, начало которых участники не хотели бы затягивать.

На переговорах мы должны исходить исключительно из интересов России. Нам важно не узнать точно, есть ли у КНДР ядерное оружие, нам важно, чтобы на Корейском полуострове его не было. Нам нужно, чтобы эта проблема была решена за столом переговоров и ни в коем случае не переросла в конфликт. «Наказание» северных корейцев обернется для населения нашего Дальнего Востока трагедией. Разрушение ядерных и химических объектов заразит эту территорию похуже, чем Чернобыль. Если же Северная Корея начнет пускать ракеты в сторону Южной Кореи, где десять атомных электростанций, то жизни там не будет никому. В случае конфликта наверняка будут блокированы морские подходы к Владивостоку -- нашей главной военно-морской базе на Дальнем Востоке. России придется защищаться от случайных ракет, появятся тысячи беженцев, которые будут переходить российскую границу. Нашу страну не должно волновать, понадобится ли для достижения договоренности пять раундов или двадцать пять. Мы должны убеждать КНДР и США не обострять их двусторонние отношения. Самое плохое -- это если кто-то громко хлопнет дверью и уйдет с переговоров. Северной Корее может не понравиться отсутствие гарантий, и она заявит, что продолжит работу над своей ядерной программой. Тогда оставшейся пятерке придется зафиксировать появление еще одной ядерной державы. Вадим ТКАЧЕНКО, руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН

Александр САМОХОТКИН