Время новостей
     N°157, 26 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2003
Входной билет на рынок Сербии
ЛУКОЙЛ покупает заправки Beopetrol
После нескольких неудачных попыток поучаствовать в приватизации различных объектов нефтяной отрасли Восточной Европы, ЛУКОЙЛу, судя по всему, наконец удастся приобрести новые активы в этом регионе. Вчера стало известно, что российский холдинг выиграл тендер на покупку почти 80% акций сербской компании Beopetrol, владеющей сетью автозаправочных станций на территории этой страны. ЛУКОЙЛ предложил за активы 207 млн евро (около 224 млн долл.), в то время как соперничащая с ним венгерская компания MOL была готова заплатить 190 млн евро (около 205 млн долл.). Правда, по мнению некоторых аналитиков, компания Вагита Алекперова собирается купить актив по завышенной цене, однако другие эксперты считают, что перспективный быстрорастущий сербский рынок стоит таких затрат.

Beopetrol владеет сетью автозаправочных станций и занимает порядка 20% розничного рынка нефтепродуктов Сербии. Всего компании принадлежит 202 АЗС и несколько нефтепродуктохранилищ. Правительство страны намерено выручить от приватизации компании не менее 100 млн евро, однако результаты значительно превысили первоначальные ожидания. Помимо ЛУКОЙЛа и MOL -- основных соперников в борьбе за обладание 79,5% акций Beopetrol, в покупке также были заинтересованы греческая Hellenic Petroleum, австрийская OMV, словенская Petrol и итальянская Agip. Тендер должен был состояться еще в ноябре прошлого года, однако этого не случилось из-за претензий, предъявленных хорватской компанией INA, заявляющей, что Beopetrol является частью ее имущества, незаконно конфискованного в 1990 году. Однако INA так и не смогла добиться удовлетворения своих притязаний.

Как передает Bloomberg, ссылаясь на заявление членов конкурсной комиссии, ЛУКОЙЛ предложил за акции Beopetrol 117 млн евро (около 127 млн долл.). Кроме того, он обязался в течение пяти лет вложить в предприятие еще порядка 85 млн евро (92 млн долл.), а также потратить еще 5 млн евро (5,4 млн долл.) на социальные программы Beopetrol.

Это уже не первая попытка ЛУКОЙЛа получить сбытовые и перерабатывающие активы в Восточной Европе, поскольку приобретение мощностей в этом регионе входит в стратегию развития компании. Однако уже несколько раз, участвуя в приватизации того или иного предприятия на территории Восточной Европы, ЛУКОЙЛ терпел поражение. Так, зимой этого года компания в консорциуме с греческой Latsis Group намеревалась купить 23,5% крупнейшей нефтеперерабатывающей греческой же компании Hellenic Petroleum, однако так и не смогла договориться с правительством о цене. Ранее ЛУКОЙЛ потерпел поражение в борьбе за 75% акций Гданського НПЗ в Польше -- руководители государства по политическим соображениям не захотели иметь дело с российскими нефтяниками.

Однако на этот раз, по мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, правительство Сербии предпочло российских инвесторов также по политическим причинам -- не желая отдавать актив хорватской INA, блокирующий пакет которой принадлежит MOL. Правда при этом эксперт считает, что цена, предложенная ЛУКОЙЛом, несколько завышена. «Ранее австрийская OMV приобрела у ВР 45% НПЗ в Баварии, 18% акций трансальпийского трубопровода и сеть из 313 заправок, заплатив за это 377 млн долл.», -- говорит эксперт, отмечая при этом, что во многом высокая стоимость пакета стала результатом противостояния с таким сильным конкурентом, как MOL. Тем не менее, по оценкам г-на Нестерова, одна новая АЗС стоит порядка 1 млн долл., «а о степени изношенности станций Beopetrol пока ничего не известно».

Между тем аналитик ИК «Метрополь» Евгений Соцков считает: «Данный проект наверняка отвечает критериям прибыльности ЛУКОЙЛа, который установила для себя компания, так что не думаю, что они что-то переплатили», тем более что, приобретя сербскую компанию, ЛУКОЙЛ получает «билет для входа на рынок» страны, в которой сейчас быстро растет платежеспособный спрос, а конкуренция ниже, чем на давно поделенном рынке Западной Европы.

В пресс-службе ЛУКОЙЛа вчера не смогли прокомментировать приобретение Beopetrol, ссылаясь на отсутствие официальной информации на этот счет.

Денис РЕБРОВ