Время новостей
     N°157, 26 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2003
Отец и дети
На 60-м Венецианском фестивале Россию представит фильм «Возвращение»
Судьба картины удивила даже ее создателей. Когда Раиса Фомина, глава «Интерсинема-арт», получила от продюсера Дмитрия Лесневского предварительный материал фильма на видео, она, соглашаясь стать дистрибьютором, поставила обычное свое условие: «Если вы не ждете от картины оглушительного успеха, денег, славы и участия в престижных фестивалях, то я берусь». Дебютант в игровом полнометражном кино Дмитрий Лесневский, снявший картину с режиссером-дебютантом Андреем Звягинцевым, в свою очередь занявшим в фильме неизвестных широкой публике актеров, сразу согласился. А дальше история стала похожа на сказку о «Золушке».

Разослав видеокопию и пресс-релизы по обычным адресам, Раиса Фомина получила сразу несколько настоятельных приглашений от вполне приличных фестивалей. Первыми отозвались отборщики из Монреаля, потом пришло приглашение в конкурс из Локарно. Поэтому когда картину пригласили в конкурс юбилейного, 60-го Венецианского фестиваля, пришлось даже пойти на скандал, отзывая фильм из Локарно, не привыкшего, чтобы от его конкурса так вот запросто отказывались. Остальные фестивали фильм получили, так как не требовали «права первой ночи»; после Венеции «Возвращение» поедет и в Монреаль, и в Торонто, и далее. Более того, голландские, швейцарские, французские и итальянские прокатчики уже спешат заключить договоры о продаже прав...

Такой неслыханный успех для скромной малобюджетной картины с тремя главными героями, двое из которых -- подростки, нашей кинематографии не снился с самых благоприятных советских времен. Такое попадание в десятку европейских ожиданий не берутся объяснить даже горячие поклонники картины, а среди пока немногочисленных отечественных зрителей есть и те, кому фильм решительно не понравился.

Что же за фильм вызвал такие страсти? Это история о том, как к мальчикам двенадцати и четырнадцати лет, выросшим с мамой и бабушкой, вдруг возвращается отец, которого они не помнят. Такой суровый немногословный мужчина, который берет их с собой в небольшое путешествие. Сыновья очень разные: старший, Андрей, хорошенький миролюбивый соглашатель, а младший, Иван, упрямый и с характером. Оба подростка рады возвращению отца, готовы разделить с ним нехитрые забавы -- рыбалку, отдых у костра, ночевку в палатке. Однако события приобретают неожиданный оборот, и развлекательная прогулка оборачивается суровым испытанием с трагическим исходом. Детство кончается внезапно и бесповоротно.

Поначалу фильм странным образом напоминает другой дебют этого года -- фильм «Коктебель», показанный на Московском кинофестивале и получивший там приз жюри. Отношения отца и сына, скитающихся по стране на перекладных, рифмуются с этим путешествием, вызывая размышления о поколении молодых режиссеров, испытывающих потребность в выяснении отношений со своим происхождением, с предшествующим поколением, которое оказывается, если оперировать материалом двух этих несомненно успешных картин, к такому диалогу не готовым.

Однако «Коктебель» -- кино гораздо более авторское и рефлексивное, в то время как «Возвращение», несмотря на принесенные режиссером лиризм и мягкость, -- картина жанровая. В ней нет места и времени, действие происходит «все равно когда», а северное море и озера, по которым путешествуют герои, не реальная география, а пространство приглушенного холодного света и серо-стальной гаммы, не более. Возможно, успех у европейских продюсеров связан и с этой стерильностью обстановки, из-за которой действие фильма целиком сосредоточено на психологии и развитии характеров. О правдоподобии ситуации лучше не задумываться -- важно лишь правдоподобие чувств в предложенных обстоятельствах, а с этим все в полном порядке. Три характера сталкиваются в условной среде: мы так и не узнаем, чем занимается отец, почему его не было так долго, и можем только догадываться о его непростом и, вероятнее всего, криминальном прошлом. Мы узнаем о нем лишь то, что это человек, верящий в право силы, в необходимость жестко отстаивать лидерство, авторитарный и не склонный к сантиментам. И не можем не сопереживать стремлению младшего сына отстоять свою независимость и любыми способами, вплоть до самых крайних, защитить свое достоинство. Этот очень внятно очерченный и напряженный конфликт и есть главный сюжет фильма, снятого среди замечательно красивых и стильных пейзажей, с отличным чувством кадра, организованного с минималистским совершенством, и сознательно, даже нарочито лаконичного (оператор Михаил Кричман).

И снова дебютное кино демонстрирует отличные актерские работы. Трудно не восхититься сильным актерским «присутствием», очевидным у четырнадцатилетнего Ивана Добронравова, сыгравшего младшего сына. Он уже снимался в сериале «Тайга», но там роль и вполовину не была столь выразительной. Владимир Гарин, сыгравший старшего брата, в кино снимается впервые, но тоже и естественен и убедителен. Константину Лавроненко (отец) в их компании пришлось очень непросто, тем более что в его распоряжении почти нет деталей, объясняющих историю персонажа, но ему явно удалось передать мучительное состояние человека, испытывающего сильные чувства и не умеющего никаким образом их выразить. В небольшой роли матери снялась прекрасная театральная актриса Наталья Вдовина, и очевидно, что современный кинематограф обрел еще одно новое женское лицо, непростительно упускаемое до сих пор.

Что же касается появления в кинематографическом пространстве компании «REN-фильм», столь успешно дебютировавшей со своей продукцией, то такому началу можно только позавидовать.

Алена СОЛНЦЕВА