Время новостей
     N°154, 21 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.08.2003
"А говорят, что деньги не летают"
Окончание. Начало на стр. 1

С авиасалона Алексей Кудрин, сам того не подозревая, мог уйти с большим и дорогим подарком. Министр так долго сидел в кабине вертолета Ми-35М (модернизированный, экспортный вариант боевого вертолета Ми-24) и задавал так много вопросов, что один из хозяев стенда завода им. Миля заметил: «Надо отдать кабину, будет новое рабочее кресло». Предложение осталось неуслышанным. Впрочем, унести с собой бронированное «кресло» г-н Кудрин все равно бы не смог. Министр финансов у нас все-таки не тяжелоатлет.

А тем временем участники салона обнародовали новые сделки. Одно из старейших авиастроительных предприятий России, ОКБ им. Яковлева, решило объединиться с корпорацией «Иркут», созданной в прошлом году на базе Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) -- серийного завода, выпускающего истребители Су-30МКИ и самолеты-амфибии Бе-200.

Президент корпорации "Иркут" Алексей Федоров сообщил, что на первых порах объединение примет форму холдинга под рабочим названием "Группа компаний "Як-Иркут", для управления которым будет создана совместная компания. В дальнейшем партнеры намереваются слить активы двух акционерных обществ и перейти на единую акцию. Этот завершающий этап объединения, по мнению г-на Федорова, может быть осуществлен в середине 2004 года.

Генеральный директор ОКБ им. Яковлева Олег Демченко подтвердил газете «Время новостей» заявление Алексея Федорова, но по соображениям коммерческой тайны отказался раскрыть детали, в частности пропорцию, в которой партнеры разделят акции формируемой управляющей компании, а впоследствии и акции объединенной фирмы. Он лишь сообщил, что «Иркут», который находится относительно в благополучном материальном положении благодаря продажам Су-30МКИ в Индию, обещал оказать финансовую поддержку проектам «Яковлева», находящимся в разной степени реализации: учебно-боевого легкого истребителя Як-130, пассажирского самолета МС-21 и беспилотных летательных аппаратов БПЛА. Г-н Демченко также подчеркнул организационные выгоды слияния. В результате образуется замкнутая технологическая цепочка из конструкторского бюро («Яковлев») и серийного завода («Иркут»).

Пикантность этому объединению придает тот факт, что «Иркут» (а ранее -- ИАПО) уже давно пытаются завлечь в состав другой «замкнутой технологической цепочки», а именно корпорации, формируемой из конструкторского бюро АВПК «Сухой» и заводов, выпускающих боевые самолеты марки «Су»: Новосибирского, Комсомольского-на-Амуре и Иркутского. Формирование этой структуры топчется на месте уже шестой год. Оба правивших в этот период президента России выпустили на сей счет по указу. Проблема осложняется тем, что если Новосибирский и Комсомольский заводы 100-процентно принадлежат государству, то «Иркут» успел приватизироваться (оставив в федеральной собственности 14,7% акций, этим пакетом управляет АВПК «Сухой»).

Генеральный директор АВПК Михаил Погосян вчера провел на МАКСе пресс-конференцию, на которой сообщил, что формирование авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" завершится до конца текущего года. По словам г-на Погосяна, в состав этого холдинга, 100% акций которого будут принадлежать государству, помимо Комсомольского-на-Амуре и Новосибирского авиационных производственных объединений войдут Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева (разработчик самолетов-амфибий) и некоторые более мелкие предприятия. Создание холдинга, сообщил г-н Погосян, вступило в завершающую стадию, соответствующие документы находятся на рассмотрении правительства.

Что касается «Иркута», взаимоотношения с ним АВПК намерен строить на основе отдельного соглашения, содержание которого еще предстоит определить путем переговоров. "Интеграция в единую компанию -- это длительный процесс, и на этом этапе правильно будет подписать соглашение, в котором оговорить все условия сотрудничества», -- отметил г-н Погосян. От комментариев по поводу объединения «Иркута» с ОКБ им. Яковлева глава АВПК предпочел воздержаться. Корреспонденту газеты «Время новостей» г-н Погосян вчера сказал лишь, что сам узнал об объединении тем же утром и что в принципе желает успеха любому объединению, участники которого считают, что подобный шаг пойдет им на пользу.

«Яковлев», помимо объявления о стратегическом альянсе, дал вчера еще одну новость. А именно, что разрабатываемый им самолет Як-130, вопреки первоначальным планам, не будет участвовать в показательных полетах на МАКСе из-за обнаруженного дефекта. Олег Демченко сообщил корреспонденту газеты «Время новостей», что дефект (характер которого гендиректор не захотел раскрыть) обнаружился 18 августа, как раз накануне открытия салона. «Я принял решение отменить полеты», -- заявил г-н Демченко. По его словам, после устранения проблемы самолет вернется к программе летных испытаний 27 августа.

Вчера на МАКСе случились две аварии с летательными аппаратами легче воздуха. Порыв ветра бросил тепловой шар-монгольфьер на стоявший на земле истребитель Су-27К. На таких шарах в дни салона спортсмены-энтузиасты делают небольшой бизнес: катают посетителей. В этом году бизнеса не будет. Два воздухоплавателя получили ушибы от удара о Су-27, и дирекция салона запретила дальнейшие полеты шаров.

Другой порыв ветра сорвал с привязи рекламный аэростат с символикой двигателестроительного холдинга ПНО «Сатурн». Вырвавшийся на свободу рекламоноситель набрал высоту и удалился с МАКСа в неизвестном направлении.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Михаил КУКУШКИН,