Время новостей
     N°154, 21 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.08.2003
«А говорят, что деньги не летают»
Алексей Кудрин обещает увеличивать финансирование авиационно-космической отрасли, но исключительно «по мере возможности»
Вчерашний день на Московском авиационно-космическом салоне после наплыва vip-персон во вторник выдался куда более спокойным. Хозяева в лице главы «Росавиакосмоса» Юрия Коптева принимали лишь одного высокопоставленного гостя -- вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, приехавшего в Жуковский в сопровождении главы Минпромнауки Ильи Клебанова (которого, кстати, также можно отнести к хозяевам). Однако, как известно, зачастую важно не количество гостей, а их полезность. С этой точки зрения г-н Кудрин не подкачал, ведь именно от него в огромной степени зависит главный вопрос: какие суммы бюджетных денег пойдут на развитие авиакосмической отрасли.

Глава Минфина, отправляясь в Жуковский, безусловно, предполагал, что услышит немало просьб добавить средств на финансирование тех или иных программы и, конечно, думал, как реагировать. Поэтому ответ у главного финансиста страны был заготовлен заранее. Причем, г-н Кудрин, сыграв на опережение, огласил его сразу же по прибытии. Он просто напомнил о правительственном решении дополнительно выделить из федерального бюджета следующего года на нужды авиационно-космической отрасли 2 млрд руб., доведя объемы государственной финансовой поддержки до 3 млрд руб. Это позволит, в частности, полностью обеспечить нужды Международной космической станции. «По сравнению с нынешним годом финансирование увеличивается на 5 млрд руб.», -- обезоружил глава Минфина возможных просителей.

После этого вице-премьер отправился смотреть, что творят в воздухе лучшие пилоты России. Пояснений штатного комментатора, которые непрерывно неслись из расставленных по всему летному полю динамиков, г-ну Кудрину явно не хватало, тем более что их постоянно заглушал рев самолетных двигателей. Эксклюзивным комментатором для главы Минфина стал Юрий Коптев. При этом комментатор Коптев был явно в ударе, постоянно шутил. «Вот видите, оказывается, бюджетные деньги могут летать». Или: «Вам, Алексей Леонидович, дали кепку, чтобы никто не подумал, что решения приняты оттого, что перегрелись».

Самолеты вице-премьеру явно нравились. После нескольких показательных выступлений г-н Кудрин решил познакомиться с теми, кто их строит, и пошел по павильонам. Осмотреть успел немного, павильонов пять, причем так вышло (по пути были), что преимущественно с экспозициями двигателестроительных предприятий (Пермский центр двигателестроения, корпорация «Салют») и различных научно-производственных объединений (НПО «Энергомаш», НПО прикладной механики, НИИ точных приборов и т.д.). Как ни странно, денег, похоже, никто не просил, впрочем, вице-премьера окружало такое плотное кольцо официальных, корпоративных и иных лиц, что полностью услышать их разговоры было затруднительно. Но в конце концов Алексей Кудрин, что называется, нарвался. Причем просьба подсобить финансами прозвучала, как ни странно, не из уст кого-либо из российских производителей, а от Сергея Кравченко -- президента компании «Боинг--Россия--СНГ». Правда, радел он за наших: просил подбросить на реализацию проекта создания российского регионального самолета. Его совместно разрабатывают «Боинг», компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), авиакомплекс «Ильюшин» и ОКБ им. Яковлева. Алексей Кудрин, как водится, обещать ничего не стал. Зато чуть позже заявил журналистам, что правительство намерено по мере возможности наращивать финансирование авиационно-космических программ в целом. «Эта часть расходов наращивается год за годом, чтобы этот уровень с точки зрения инвестиций мог обеспечить конкурентоспособность техники в будущем», -- сказал вице-премьер.

С авиасалона Алексей Кудрин, сам того не подозревая, мог уйти с большим и дорогим подарком. Министр так долго сидел в кабине вертолета Ми-35М (модернизированный, экспортный вариант боевого вертолета Ми-24) и задавал так много вопросов, что один из хозяев стенда завода им. Миля заметил: «Надо отдать кабину, будет новое рабочее кресло». Предложение осталось неуслышанным. Впрочем, унести с собой бронированное «кресло» г-н Кудрин все равно бы не смог. Министр финансов у нас все-таки не тяжелоатлет.

А тем временем участники салона обнародовали новые сделки. Одно из старейших авиастроительных предприятий России, ОКБ им. Яковлева, решило объединиться с корпорацией «Иркут», созданной в прошлом году на базе Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) -- серийного завода, выпускающего истребители Су-30МКИ и самолеты-амфибии Бе-200.

Президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров сообщил, что на первых порах объединение примет форму холдинга под рабочим названием «Группа компаний «Як-Иркут», для управления которым будет создана совместная компания. В дальнейшем партнеры намереваются слить активы двух акционерных обществ и перейти на единую акцию. Этот завершающий этап объединения, по мнению г-на Федорова, может быть осуществлен в середине 2004 года.

Генеральный директор ОКБ им. Яковлева Олег Демченко подтвердил газете «Время новостей» заявление Алексея Федорова, но по соображениям коммерческой тайны отказался раскрыть детали, в частности пропорцию, в которой партнеры разделят акции формируемой управляющей компании, а впоследствии и акции объединенной фирмы. Он лишь сообщил, что «Иркут», который находится относительно в благополучном материальном положении благодаря продажам Су-30МКИ в Индию, обещал оказать финансовую поддержку проектам «Яковлева», находящимся в разной степени реализации: учебно-боевого легкого истребителя Як-130, пассажирского самолета МС-21 и беспилотных летательных аппаратов БПЛА. Г-н Демченко также подчеркнул организационные выгоды слияния. В результате образуется замкнутая технологическая цепочка из конструкторского бюро («Яковлев») и серийного завода («Иркут»).

Пикантность этому объединению придает тот факт, что «Иркут» (а ранее -- ИАПО) уже давно пытаются завлечь в состав другой «замкнутой технологической цепочки», а именно корпорации, формируемой из конструкторского бюро АВПК «Сухой» и заводов, выпускающих боевые самолеты марки «Су»: Новосибирского, Комсомольского-на-Амуре и Иркутского. Формирование этой структуры топчется на месте уже шестой год. Оба правивших в этот период президента России выпустили на сей счет по указу. Проблема осложняется тем, что если Новосибирский и Комсомольский заводы 100-процентно принадлежат государству, то «Иркут» успел приватизироваться (оставив в федеральной собственности 14,7% акций, этим пакетом управляет АВПК «Сухой»).

Генеральный директор АВПК Михаил Погосян вчера провел на МАКСе пресс-конференцию, на которой сообщил, что формирование авиационной холдинговой компании (АХК) «Сухой» завершится до конца текущего года. По словам г-на Погосяна, в состав этого холдинга, 100% акций которого будут принадлежать государству, помимо Комсомольского-на-Амуре и Новосибирского авиационных производственных объединений войдут Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева (разработчик самолетов-амфибий) и некоторые более мелкие предприятия. Создание холдинга, сообщил г-н Погосян, вступило в завершающую стадию, соответствующие документы находятся на рассмотрении правительства.

Что касается «Иркута», взаимоотношения с ним АВПК намерен строить на основе отдельного соглашения, содержание которого еще предстоит определить путем переговоров. «Интеграция в единую компанию -- это длительный процесс, и на этом этапе правильно будет подписать соглашение, в котором оговорить все условия сотрудничества», -- отметил г-н Погосян. От комментариев по поводу объединения «Иркута» с ОКБ им. Яковлева глава АВПК предпочел воздержаться. Корреспонденту газеты «Время новостей» г-н Погосян вчера сказал лишь, что сам узнал об объединении тем же утром и что в принципе желает успеха любому объединению, участники которого считают, что подобный шаг пойдет им на пользу.

«Яковлев», помимо объявления о стратегическом альянсе, дал вчера еще одну новость. А именно, что разрабатываемый им самолет Як-130, вопреки первоначальным планам, не будет участвовать в показательных полетах на МАКСе из-за обнаруженного дефекта. Олег Демченко сообщил корреспонденту газеты «Время новостей», что дефект (характер которого гендиректор не захотел раскрыть) обнаружился 18 августа, как раз накануне открытия салона. «Я принял решение отменить полеты», -- заявил г-н Демченко. По его словам, после устранения проблемы самолет вернется к программе летных испытаний 27 августа.

Вчера на МАКСе случились две аварии с летательными аппаратами легче воздуха. Порыв ветра бросил тепловой шар-монгольфьер на стоявший на земле истребитель Су-27К. На таких шарах в дни салона спортсмены-энтузиасты делают небольшой бизнес: катают посетителей. В этом году бизнеса не будет. Два воздухоплавателя получили ушибы от удара о Су-27, и дирекция салона запретила дальнейшие полеты шаров.

Другой порыв ветра сорвал с привязи рекламный аэростат с символикой двигателестроительного холдинга ПНО «Сатурн». Вырвавшийся на свободу рекламоноситель набрал высоту и удалился с МАКСа в неизвестном направлении.

Михаил ВОРОБЬЕВ