Время новостей
     N°153, 20 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2003
Пейте впрок или копите деньги
Госдума готова запретить вино в картонных коробках
Изменения в закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта грозят поставить крест на крайне популярных среди россиян винах в картонных коробках. В поправках к закону, готовящихся ко второму чтению, содержится норма о том, что «алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 9% объема готовой продукции (то есть любой алкоголь, кроме пива и слабоалкогольных коктейлей. -- Ред.), предназначенная для реализации на территории РФ, разливается только в стеклянную тару». Таким образом, вина, упакованные по технологии bag & box (то есть вина в коробках), а также сувенирные (например, глиняные) бутылки, становятся «вне закона».

Как рассказал нашей газете председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, впервые это предложение появилось еще в 2001 году. Тогда инициатором запрещения нестандартной тары выступало Министерство по налогам и сборам. Дело в том, что ранее действовала система, когда акцизные марки выдавались на диапазон емкостей (например, от 345 мл до 0,5 литра). Производители иногда использовали нестандартную тару, чтобы уменьшить выплаты по акцизам, однако с 1 июня 2003 года правительство ввело новые образцы федеральных специальных марок. Теперь марки будут выдаваться на фиксированные емкости, и никакой необходимости в отказе от иных видов тары, кроме стеклянной, больше нет.

Глава профильного комитета Госдумы по экономической политике Григорий Томчин рассказал газете «Время новостей», что вопрос с вином в коробках до конца еще не решен. Инициатором внесения поправки, по его словам, выступил Минсельхоз, и на заседании комитета (по окончании думских каникул) аграрному ведомству еще предстоит убедить депутатов в необходимости введения ограничений. Сам г-н Томчин полагает, что эта норма как-то должна способствовать борьбе с подделками. Кстати, помимо принятого в первом чтении правительственного варианта существует и законопроект, подготовленный самим депутатом Томчиным. В нем также предусмотрены эксклюзивные права «стекла».

Как рассказал газете «Время новостей» Юрий Райхлин, замгендиректора компании «Дионн» (импортер французских вин), катастрофой для торговых компаний подобный запрет не станет. Однако это вынудит граждан покупать по более дорогой цене вино, гораздо более низкое по качеству, но зато разлитое в «соответствующие» стеклянные бутылки. Также пострадают и посетители ресторанов. Вино, которое продается по бокалам, в основном разливается из картонных коробок.

Кроме выпивающего населения от введения такого запрета пострадают компании -- производители «коробочного» вина. Согласно законопроекту, вопрос об использовании иной, не стеклянной тары отдается на откуп правительству. Однако, как рассказал г-н Шапкин, соответствующие постановления готовятся иногда по полгода, а то и по девять месяцев. Как это было, например, с постановлением о выдаче уведомлений на закупку этилового спирта. Изменения в законодательство были внесены в августе 2002 года, а соответствующе постановление правительства принято только 7 июля 2003-го. Так что производителям вина предстоит неизвестно сколько находиться в подвешенном состоянии, не зная, будет ли разрешена их продукция, и если да, то на каких условиях.

Один из компромиссных вариантов уже предлагается г-ном Томчиным. Вино, по аналогии с пивом, может быть выведено из сферы действия данного закона. В этом случае никакие ограничения, в том числе и по таре, на него распространяться не будут. Правда, уточняет г-н Томчин, подобная мера может быть принята только одновременно с введением европейской классификации вин. То есть регулированию не будут подлежать исключительно натуральные вина, полученные естественным процессом брожения. А вина, крепленные спиртом, будут разливаться только в стекло.

Однако если Дума пойдет по этому пути, то на вино не будут распространяться и иные ограничения закона. Вином можно будет торговать в палатках и рекламировать его в средствах массовой информации. Вряд ли этот замечательный подарок виноделам сможет по достоинству оценить влиятельное водочное лобби, и так уже настрадавшееся от производителей пива.

Ответить на извечный вопрос «кому это выгодно?» не смог никто из опрошенных газетой экспертов. Но кто бы ни пролоббировал запрет картонных коробок, хорошо известно, что любые ограничения на рынке независимо от целей, ради которых они затевались, всегда ведут к одному. К повышению цен.

Вера СИТНИНА