Время новостей
     N°153, 20 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2003
Террористическая благотворительность
Американец помогал Бен Ладену и отправлял в Чечню противоминные ботинки
Чикагский суд в понедельник приговорил американского гражданина сирийского происхождения Энаама Арнаута к 11 годам тюремного заключения и выплате 315 тыс. долл. Американец, имевший также боснийское гражданство, возглавлял мусульманский благотворительный фонд Benevolence International Foundation (BIF) с десятилетней историей. Осудили его за обман своих жертвователей и помощь террористам -- «Аль-Каиде», вооруженным формированиям в Боснии и чеченским сепаратистам.

Спустя три месяца после терактов 11 сентября власти США заморозили авуары фонда, обыскали его чикагскую штаб-квартиру и конфисковали архивы. Тогда Арнаут подал в суд на правительство США и под присягой отрицал какую-либо связь с «Аль-Каидой». В апреле прошлого года его арестовали, обвинив в клятвопреступлении, но в сентябре судья из Чикаго распорядилась закрыть дело. Тем не менее федеральная прокуратура тут же повторно привлекла Арнаута за ложь под присягой, а потом обвинила его в целом букете преступлений: от помощи террористам и отмывания денег до мошенничества. Теоретически Арнауту грозило до 90 лет тюрьмы.

Арнаута помимо прочего обвиняют в том, что в 1993 году он организовал изготовление «видеозаписей боевиков в Боснии и Герцеговине и видеозаписей, воспевающих погибших боевиков». Каких именно боевиков, обвинительное заключение не уточняет, но, надо думать, мусульманских. 10 июня 1995 года «участники сговора» выслали чеченскому представителю в Баку рентгеновский аппарат и валюту, а в ноябре отправили туда же противоминные ботинки. Арнаут собирал деньги на обувь якобы для мирного населения, а на самом деле посылал их чеченским сепаратистам.

У фонда были филиалы в Пакистане, Азербайджане и Боснии (там он назывался Bosanska Idealna Futura). По словам министра юстиции США Джона Эшкрофта, во время обыска в боснийском филиале были обнаружены свидетельства связей Арнаута с «Аль-Каидой» и лично с Усамой Бен Ладеном. В частности, был найден краткий отчет о состоявшемся в 1988 году собрании, на котором была создана эта организация. Был там и текст присяги, которую приносят члены «Аль-Каиды». В ноябре 2001 года, сообщил Эшкрофт журналистам, Арнаут и его сотрудник, для того чтобы помочь раненому боевику, договорились составить список несуществующих сирот, которым якобы и пошли деньги.

Арнаут познакомился с Бен Ладеном еще в конце 80-х годов. Он заведовал связью в лагере афганских моджахедов в Джаджи, которым командовал Бен Ладен. Тогда моджахедам помогало и ЦРУ, однако сейчас Арнаута судят за то, что он и его соратники по фонду закупали для них оружие. В 1992 году Арнаут также «помогал в доставке, сборке и эксплуатации спутникового телефона для Гульбеддина Хекматиара, лидера Исламской партии Афганистана». Хекматиар не ладил с США даже во время пребывания в Афганистане советских войск.

«Война с терроризмом выродилась в параноидальную войну против любого мусульманина, который, пусть даже вполне невинно, когда-нибудь общался с террористом, или с подозреваемым в терроризме, или со знакомым подозреваемого в терроризме», -- считает адвокат благотворителя. Тем не менее в документах ФБР, датированных днем ареста этой «пешки в войне с терроризмом», как называет адвокат своего подзащитного, утверждается, что фонд Арнаута послал 685 тыс. долл. чеченским сепаратистам и оплатил поездку исламиста по имени Мамдух Салим в Боснию.

У Салима были водительские права штата Иллинойс с адресом фонда Арнаута. Сейчас он ожидает суда за организацию взрывов посольств США в Африке. 1 ноября 2000 года он плеснул острым соусом в лицо тюремному надзирателю Луису Пепе и воткнул ему в глаз заточку из расчески, которая вошла в мозг на несколько сантиметров. Пепе выжил, но ослеп на один глаз и не узнает родных.

На суде Арнаут последовал примеру тысяч других американских арестантов -- признал себя виновным. Прокурор требовал для него 30 лет тюрьмы, упирая на связи с Бен Ладеном. Защитник добивался как можно меньшего срока, доказывая судье, что «этот человек жизнь положил на помощь нуждающимся». В кратком последнем слове Арнаут настаивал на своей невиновности и говорил, что власти его «похитили». Хотя раньше он заявил судье под присягой, что признает себя виновным.

Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк