Время новостей
     N°153, 20 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2003
Свой человек в Гаване
Кубинский диссидент оказался разведчиком
Власти Гаваны рассекретили имя своего важного шпиона. Им оказался один из диссидентов острова, глава комиссии по правам человека и национальному примирению Элисардо Санчес. Именно ему посвящена опубликованная в Гаване книга «Эль Камахан» (на гаванском жаргоне -- «приспособленец», «проходимец»). По утверждению авторов, Санчес является агентом с середины 90-х годов. Он сам предложил свои услуги кубинским спецслужбам. Ему дали кличку«Хуана» -- женское имя, возможно, намекающее на нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Все высокопоставленные иностранцы, приезжавшие на Кубу, -- среди них экс-президент США Джимми Картер, президент Мексики Висенте Фокс и другие -- непременно встречались с Санчесом. Он снабжал их докладами о правах человека на острове. А власти Кубы -- информацией о своих контактах. В книге опубликованы фотографии, на одной из которых полковник МВД прикрепляет к груди Санчеса награду. Сообщается, что это медаль «За заслуги» в разоблачении агентов ЦРУ.

59-летний Элисардо Санчес до середины 70-х годов был профессором марксизма-ленинизма в университете. В 80-х провел почти девять лет в тюрьме за антиправительственные выступления. Теперь он категорически отвергает обвинения, хотя и признает, что в МВД его когда-то за что-то наградили. «Но это была перьевая ручка, а не медаль», -- утверждает он сегодня. Авторы же книги уверяют, что у спецслужб имеется письменное заявление Элисардо Санчеса о сотрудничестве: «Он хотел обмануть всех, но обманул лишь самого себя».

Практика внедрения агентов-провокаторов в среду инакомыслящих -- это не кубинское изобретение. Но спецслужбы Острова свободы весьма в этом преуспели. Когда в апреле состоялся суд над 75 кубинскими диссидентами, которых приговорили к срокам заключения от 6 до 28 лет, основой обвинения стали показания их 12 соратников по борьбе. Все они были внедренными в ряды оппозиции сотрудниками спецслужб.

Одна из них -- президент Партии за права человека Одилия Колласо -- оказалась агентом по кличке Таня. На диссидентской сцене она была одной из самых радикальных оппозиционерок. Таня имела прямой доступ в Отдел интересов США в Гаване, где, по ее словам, получала за услуги по 100 долларов в месяц. Плюс подарки -- радиоприемники, фонарики, речи Джорджа Буша, брошюрки Всеобщей декларации прав человека. Последние годы жизни Таню презирали революционно настроенные соседи. После ее разоблачений в суде ее не признает сбежавший в Майами сын. «Мне не жаль диссидентов, -- говорит она сегодня. -- Они же не инвалиды, знали что делали, призывали к ужесточению эмбарго против Кубы. Они шпионы американцев, а мне довелось стать шпионом правительства Кубы».

Особое удивление дипломатов США вызвали показания на суде 81-летнего Нестора Багера. Американцы знали его как организатора и главу Ассоциации независимых журналистов Кубы. Для кубинцев же он был испытанным агентом спецслужб с 40-летним стажем. Именно он организовал семинар по журналистской этике в резиденции главы отдела интересов США в Гаване Джеймса Кейсона. Что и послужило формальным поводом для ареста диссидентов и суда над ними. Сделанные властями Гаваны разоблачения усугубляют недоверие кубинцев к и без того не слишком популярным в массах диссидентам.

Андрей ЗЛОБИН